Изменения требований по проверкам и контрольным мероприятиям в образовательных организациях
Проект
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации
Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от ____________ 2024 г. № ____
Изменения,
которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации
а) в пункте 3:
абзац одиннадцатый подпункта «а» после слов «после 1 марта 2023 г.» дополнить словами «, за исключением случая, предусмотренного абзацем четырнадцатым подпункта «б» настоящего пункта;»;
в подпункте «б»:
в абзаце десятом слова «в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и «этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей» исключить, после слова «продукции» дополнить словом «(товаров)», после слова «оборудования» дополнить словом «(средств)»;
дополнить абзацами следующего содержания:
«по поручению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (председателя высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации) в рамках видов регионального государственного контроля (надзора), при условии, что такое поручение содержит информацию о виде контроля, в рамках которого должны быть проведены контрольные (надзорные) мероприятия, перечне контролируемых лиц (групп контролируемых лиц), в отношении которых должны быть проведены контрольные (надзорные) мероприятия, виде и предмете контрольного (надзорного) мероприятия, периоде, в течение которого должны быть проведены контрольные (надзорные) мероприятия;
по решению руководителя, заместителя руководителя контрольного (надзорного) органа на основании обращения Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в рамках федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг, федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности, федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания в отношении конкретных контролируемых лиц, осуществляющих деятельность в области социального обслуживания детей;
по истечении срока исполнения предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, которое выдано после 1 марта 2023 г. по результатам внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного на основании абзаца шестого настоящего подпункта;»;
б) в пункте 11(4):
в абзаце первом слова «государственных и муниципальных учреждений дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего общего образования,» заменить словами «государственных, частных и муниципальных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного и начального общего образования, основного общего, среднего общего и профессионального образования, образовательных организаций высшего образования,»;
в абзаце седьмом слова «государственных и муниципальных учреждений дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего общего образования,» заменить словами «государственных, частных и муниципальных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного и начального общего образования, основного общего, среднего общего и профессионального образования, образовательных организаций высшего образования,», после слов «охраняемым законом ценностям»» дополнить словами «, в соответствии с предусмотренной для указанных контролируемых лиц периодичностью проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий»;
в) в абзаце седьмом пункта 11(5) после слов «контролируемых лиц,» дополнить словами «либо критерии определения круга лиц, владеющих производственными объектами или осуществляющих вид (виды) хозяйственной деятельности,»;
г) дополнить пунктом 11(10) следующего содержания:
«11(11). Установить, что до 1 января 2030 г. в рамках федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью аккредитованных лиц помимо профилактических мероприятий, предусмотренных частью 3 статьи 27 Федерального закона «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», допускается проведение профилактических визитов в соответствии с Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и настоящим постановлением Правительства Российской Федерации.»;
д) в пункте 5 приложения № 2 цифры «4, 5» заменить цифрами «4 – 5»;
е) дополнить приложением № 3 следующего содержания:
«Приложение № 3
к постановлению Правительства
Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336
Особенности оценки соблюдения обязательных требований к применению цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов
а) внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых по согласованию с органами прокуратуры на основании индикаторов риска нарушения обязательных требований, утвержденных в соответствии со статьей 23 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", или по истечении срока исполнения предписания;
б) выездных обследований в соответствии с настоящими Особенностями;
в) внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых по согласованию с органами прокуратуры, предусмотренных подпунктом "а" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля";
г) внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых без согласования с органами прокуратуры, предусмотренных абзацами вторым - четвертым и десятым подпункта "б" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля".
а) предшествующие факты нарушения контролируемыми лицами обязательных требований к применению цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
б) неоднократное поступление жалоб (обращений) на нарушение обязательных требований к применению цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Если по истечении срока исполнения предписания установлено, что нарушения не устранены, то допускается проведение внепланового контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием без согласования с органами прокуратуры.
а) подпункт «б» дополнить абзацами следующего содержания:
«в связи с необходимостью изменения срока проведения контрольного (надзорного) мероприятия по причине наличия технических ошибок в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, препятствующих внесению сведений напрямую через личный кабинет контрольного (надзорного) органа в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий;
в связи с невозможностью проведения контрольного (надзорного) мероприятия в связи с обстоятельствами, возникшими в результате непредсказуемых событий (стихийное бедствие, погодные условия, эпидемия и т.д.), не зависящих от контрольного (надзорного) органа, и прочих непреодолимых обстоятельств;»;
б) в подпункте «в» слова «категории чрезвычайно высокого риска» заменить словами «категориям чрезвычайно высокого и высокого риска».
«л) государственная информационная система «Экономика».».
а) в пункте 6(1) слова «до 1 марта 2024 г.» заменить словами «до 1 сентября 2026 г.»;
б) в пункте 5 приложения № 17 к указанному постановлению слова «до 1 сентября 2024 г.» заменить словами «до 1 марта 2025 г.».
Пояснительная записка
к проекту постановления Правительства Российской Федерации «ОвнесенииизмененийвнекоторыеактыПравительстваРоссийскойФедерации»
Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – проект постановления) разработан Минэкономразвития России во исполнение пункта 1 поручения Правительства Российской Федерации от 26 января 2024 г. № ДГ-П36-5пр на основании положений пунктов 2 и 3 части 1 статьи 18 Федерального закона от 8 марта 2022 г. № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающих полномочия Правительства Российской Федерации в 2023 году по установлению особенностей организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также лицензирования, аккредитации, аттестации, государственной регистрации, проведения квалификационных экзаменов, включения в реестр, а также иных разрешительных режимов, установленных законодательством Российской Федерации.
Проектом постановления предусматривается внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» в части совершенствования отдельных вопросов организации и осуществления контрольной (надзорной) деятельности.
Так, предусматривается возможность проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий без согласования с органами прокуратуры по следующим основаниям:
Кроме того, предусматривается замена плановых контрольных (надзорных) мероприятий на проведение обязательных для контролируемого лица профилактических визитов в отношении отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска частных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного и начального общего образования, основного общего, среднего общего и профессионального образования, а также образовательных организаций высшего образования.
Отмечаем, что в рамках указанных профилактических визитов допускается осуществление контрольных (надзорных) действий и выдача предписания в случае выявления нарушений обязательных требований.
Вместе с тем с учетом положений части 3.1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях факт выявления нарушений в рамках указанных профилактических визитов не влечет привлечение контролируемых лиц к административной ответственности.
При этом контролируемое лицо может быть привлечено к административной ответственности в случае невыполнения соответствующих предписаний.
Полагаем, что проведение указанных профилактических визитов обеспечивает комплексную оценку соблюдения обязательных требований и принятие мер по устранению выявленных нарушений. При этом из бюджета соответствующих учреждений не изымаются денежные средства в целях уплаты административных штрафов, что позволяет направлять ресурсы на развитие соответствующих сфер деятельности.
Таким образом, проектируемое регулирование не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кроме того, предусматривается дополнение положениями в части установления особенностей оценки соблюдения обязательных требований к применению цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Так, оценка соблюдения обязательных требований к применению цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, осуществляется в рамках регионального государственного контроля (надзора) за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
При этом предусматривается порядок проведения выездных обследований организаций розничной торговли лекарственными препаратами, с целью оценки обязательных требований в том числе допускается незамедлительное проведение контрольной закупки или мониторинговой закупки в случае выявления нарушений, а также выдача предписаний об устранении выявленных нарушений.
Разграничения мер реагирования контрольного (надзорного) органа обуславливается в том числе категорией выявленных нарушений обязательных требований, в зависимости от которых принимается одно из указанных решений.
Также проектом постановления вносятся изменения в Положение о государственной автоматизированной информационной системе «Управление», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2009 г. № 1088, в части информационного взаимодействия, в том числе интеграции, государственной автоматизированной информационной системе «Управление» с государственной информационной системой «Экономика».
Указанные изменения необходимы в целях обмена данными между указанными системами, в том числе в части передачи информации с дашборда на базе государственной автоматизированной информационной системе «Управление» в государственную информационную систему «Экономика».
Также с целью упрощения порядка получения разрешений проектом постановления предусматривается внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации», предусматривающих установление права федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере, в отношении разрешений на право осуществления соответствующего вида деятельности (совершения действий) на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области принять решение о возможности подачи таких заявлений до 1 сентября 2026 г. на бумажном носителе, в случае если нормативным правовым актом Российской Федерации предусмотрена подача заявлений на предоставление государственных услуг в сфере разрешительной деятельности исключительно в электронной форме.
В настоящее время указанная возможность предусмотрена до 1 марта 2024 года.
Принятие постановления Правительства Российской Федерации не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В проекте постановления отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее – обязательные требования), сведения о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие проекта постановления не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Реализация положений проекта постановления не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета, а также иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.