Меню

Изменения требований по проверкам и контрольным мероприятиям в образовательных организациях

 

Изменения требований по проверкам и контрольным мероприятиям в образовательных организациях

Проект

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации

Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся ‎в акты Правительства Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от ____________ 2024 г. № ____

Изменения,
которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации

  1. В постановлении Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336«Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, № 11, ст. 1715; № 13, ст. 2108; № 35, ст. 6081; № 37, ст. 6346; № 41, ст. 7076; № 46, ст. 8037; 2023, № 1, ст. 316; № 7, ст. 1132; № 12, ст. 2025; № 50, ст. 9073; № 51, ст. 9388; 2024, № 6, ст. 856):

а) в пункте 3:

абзац одиннадцатый подпункта «а» после слов «после 1 марта 2023 г.» дополнить словами «, за исключением случая, предусмотренного абзацем четырнадцатым подпункта «б» настоящего пункта;»;

в подпункте «б»:

в абзаце десятом слова «в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и «этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей» исключить, после слова «продукции» дополнить словом «(товаров)», после слова «оборудования» дополнить словом «(средств)»;

дополнить абзацами следующего содержания:

«по поручению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (председателя высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации) в рамках видов регионального государственного контроля (надзора), при условии, что такое поручение содержит информацию о виде контроля, в рамках которого должны быть проведены контрольные (надзорные) мероприятия, перечне контролируемых лиц (групп контролируемых лиц), в отношении которых должны быть проведены контрольные (надзорные) мероприятия, виде и предмете контрольного (надзорного) мероприятия, периоде, в течение которого должны быть проведены контрольные (надзорные) мероприятия;

по решению руководителя, заместителя руководителя контрольного (надзорного) органа на основании обращения Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в рамках федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг, федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности, федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания в отношении конкретных контролируемых лиц, осуществляющих деятельность в области социального обслуживания детей;

по истечении срока исполнения предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, которое выдано после 1 марта 2023 г. по результатам внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного на основании абзаца шестого настоящего подпункта;»;

б) в пункте 11(4):

в абзаце первом слова «государственных и муниципальных учреждений дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего общего образования,» заменить словами «государственных, частных и муниципальных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного и начального общего образования, основного общего, среднего общего и профессионального образования, образовательных организаций высшего образования,»;

в абзаце седьмом слова «государственных и муниципальных учреждений дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего общего образования,» заменить словами «государственных, частных и муниципальных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного и начального общего образования, основного общего, среднего общего и профессионального образования, образовательных организаций высшего образования,», после слов «охраняемым законом ценностям»» дополнить словами «, в соответствии с предусмотренной для указанных контролируемых лиц периодичностью проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий»;

в) в абзаце седьмом пункта 11(5) после слов «контролируемых лиц,» дополнить словами «либо критерии определения круга лиц, владеющих производственными объектами или осуществляющих вид (виды) хозяйственной деятельности,»;

г) дополнить пунктом 11(10) следующего содержания:

«11(11). Установить, что до 1 января 2030 г. в рамках федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью аккредитованных лиц помимо профилактических мероприятий, предусмотренных частью 3 статьи 27 Федерального закона «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», допускается проведение профилактических визитов ‎в соответствии с Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и настоящим постановлением Правительства Российской Федерации.»;

д) в пункте 5 приложения № 2 цифры «4, 5» заменить цифрами «4 – 5»;

е) дополнить приложением № 3 следующего содержания:

«Приложение № 3

к постановлению Правительства

Российской Федерации ‎от 10 марта 2022 г. № 336

Особенности оценки соблюдения обязательных требований к применению цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов

  1. Оценка соблюдения обязательных требований к применению цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, осуществляется в рамках регионального государственного контроля (надзора) за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, посредством:

а) внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых по согласованию с органами прокуратуры на основании индикаторов риска нарушения обязательных требований, утвержденных в соответствии со статьей 23 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", или по истечении срока исполнения предписания;

б) выездных обследований в соответствии с настоящими Особенностями;

в) внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых по согласованию с органами прокуратуры, предусмотренных подпунктом "а" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля";

г) внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых без согласования с органами прокуратуры, предусмотренных абзацами вторым - четвертым и десятым подпункта "б" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля".

  1. В целях оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований к применению цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов проводятся выездные обследования контролируемых лиц и (или) общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектов, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", на основании плана проведения выездных обследований, который формируется органами, осуществляющими региональный государственный контроль (надзор) за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, предшествующего планируемому кварталу.
  2. В целях применения положений пункта 2 настоящего документа критерии формирования плана проведения выездных обследований, определяющие основания для включения контролируемых лиц и (или) общедоступных производственных объектов в соответствующие планы, утверждаются Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации и учитывают в том числе следующие обстоятельства:

а) предшествующие факты нарушения контролируемыми лицами обязательных требований к применению цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;

б) неоднократное поступление жалоб (обращений) на нарушение обязательных требований к применению цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

  1. За исключением случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящих Особенностей, если в ходе выездного обследования выявлены нарушения обязательных требований, предусмотренных Федеральным законом "Об обращении лекарственных средств", то составляется акт выездного обследования, который направляется (вручается) контролируемому лицу, и выдается предписание об устранении выявленных нарушений. Оценка исполнения такого предписания осуществляется только посредством проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия.

Если по истечении срока исполнения предписания установлено, что нарушения не устранены, то допускается проведение внепланового контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием без согласования с органами прокуратуры.

  1. В случае если при проведении выездного обследования выявлены признаки нарушения обязательных требований, предусмотренных частью 8 статьи 61 и (или) частью 3 статьи 63 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" в части отсутствия в организациях розничной торговли лекарственными препаратами актуальной информации о зарегистрированных предельных отпускных ценах производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, предельных размеров оптовых/розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов и сумме зарегистрированных предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок и налога на добавленную стоимость при условии, что в отношении лица за предшествующие 6 календарных месяцев выявлялись аналогичные нарушения обязательных требований, допускается незамедлительное проведение контрольной закупки или мониторинговой закупки, в рамках которой проведение экспертизы, испытания не является обязательным. В указанном случае принятие решения о проведении контрольной закупки или мониторинговой закупки, а также согласование и уведомление органов прокуратуры не требуются. Информация о проведении контрольной закупки или мониторинговой закупки вносится в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий в течение одного рабочего дня со дня их завершения.
  2. В случае если в ходе выездного обследования одновременно выявлены нарушения обязательных требований, предусмотренных пунктами 4 и 5 настоящего документа, проводится контрольное (надзорное) мероприятие в соответствии с пунктом 5 настоящего документа.».
  3. В пункте 14 Правил формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, ‎его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации ‎от 31 декабря 2020 г. № 2428 «О порядке формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий ‎в течение года» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 3, ст. 565; 2023, № 34, ст. 6589):

а) подпункт «б» дополнить абзацами следующего содержания:

«в связи с необходимостью изменения срока проведения контрольного (надзорного) мероприятия по причине наличия технических ошибок в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, препятствующих внесению сведений напрямую через личный кабинет контрольного (надзорного) органа в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий;

в связи с невозможностью проведения контрольного (надзорного) мероприятия в связи с обстоятельствами, возникшими в результате непредсказуемых событий (стихийное бедствие, погодные условия, эпидемия и т.д.), не зависящих от контрольного (надзорного) органа, ‎и прочих непреодолимых обстоятельств;»;

б) в подпункте «в» слова «категории чрезвычайно высокого риска» заменить словами «категориям чрезвычайно высокого и высокого риска».

  1. Пункт 8(7)Положения о государственной автоматизированной информационной системе «Управление», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2009 г. № 1088 ‎«О государственной автоматизированной информационной системе «Управление»» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 1, ст. 101; 2019, № 21, ст. 2594), дополнить подпунктом «л» следующего содержания:

«л) государственная информационная система «Экономика».».

  1. В постановлении Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. № 353«Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2023, № 5, ст. 801, 2024, № 1 (часть I), ст. 165):

а) в пункте 6(1) слова «до 1 марта 2024 г.» заменить словами ‎«до 1 сентября 2026 г.»;

б) в пункте 5 приложения № 17 к указанному постановлению слова «до 1 сентября 2024 г.» заменить словами «до 1 марта 2025 г.».

Пояснительная записка
к проекту постановления Правительства Российской Федерации ‎
«ОвнесенииизмененийвнекоторыеактыПравительстваРоссийскойФедерации»

Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – проект постановления) разработан Минэкономразвития России во исполнение пункта 1 поручения Правительства Российской Федерации от 26 января 2024 г. № ДГ-П36-5пр на основании положений пунктов 2 и 3 части 1 статьи 18 Федерального закона ‎от 8 марта 2022 г. № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающих полномочия Правительства Российской Федерации в 2023 году по установлению особенностей организации ‎и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, ‎а также лицензирования, аккредитации, аттестации, государственной регистрации, проведения квалификационных экзаменов, включения в реестр, а также иных разрешительных режимов, установленных законодательством Российской Федерации.

Проектом постановления предусматривается внесение изменений ‎в постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336 ‎«Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» в части совершенствования отдельных вопросов организации и осуществления контрольной (надзорной) деятельности.

Так, предусматривается возможность проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий без согласования с органами прокуратуры по следующим основаниям:

  1. По поручению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в рамках видов регионального государственного контроля (надзора). Одновременно проектом постановления предусмотрены требования к формированию соответствующих поручений.
  2. По решению руководителя, заместителя руководителя контрольного (надзорного) органа на основании обращения Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка в рамках отдельных видов контроля ‎в отношении конкретных контролируемых лиц, осуществляющих деятельность ‎в области социального обслуживания детей.
  3. По истечении срока исполнения предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, которое выдано после 1 марта 2023 г. ‎по результатам внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного на основании программы проверок.

Кроме того, предусматривается замена плановых контрольных (надзорных) мероприятий на проведение обязательных для контролируемого лица профилактических визитов в отношении отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска частных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного и начального общего образования, основного общего, среднего общего и профессионального образования, а также образовательных организаций высшего образования.

Отмечаем, что в рамках указанных профилактических визитов допускается осуществление контрольных (надзорных) действий и выдача предписания в случае выявления нарушений обязательных требований.

Вместе с тем с учетом положений части 3.1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях факт выявления нарушений ‎в рамках указанных профилактических визитов не влечет привлечение контролируемых лиц к административной ответственности.

При этом контролируемое лицо может быть привлечено к административной ответственности в случае невыполнения соответствующих предписаний.

Полагаем, что проведение указанных профилактических визитов обеспечивает комплексную оценку соблюдения обязательных требований и принятие мер ‎по устранению выявленных нарушений. При этом из бюджета соответствующих учреждений не изымаются денежные средства в целях уплаты административных штрафов, что позволяет направлять ресурсы на развитие соответствующих сфер деятельности.

Таким образом, проектируемое регулирование не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе ‎для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.

Кроме того, предусматривается дополнение положениями в части установления особенностей оценки соблюдения обязательных требований к применению цен ‎на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых ‎и важнейших лекарственных препаратов.

Так, оценка соблюдения обязательных требований к применению цен ‎на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых ‎и важнейших лекарственных препаратов, осуществляется в рамках регионального государственного контроля (надзора) за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

При этом предусматривается порядок проведения выездных обследований организаций розничной торговли лекарственными препаратами, с целью оценки обязательных требований в том числе допускается незамедлительное проведение контрольной закупки или мониторинговой закупки в случае выявления нарушений, ‎а также выдача предписаний об устранении выявленных нарушений.

Разграничения мер реагирования контрольного (надзорного) органа обуславливается в том числе категорией выявленных нарушений обязательных требований, в зависимости от которых принимается одно из указанных решений.

Также проектом постановления вносятся изменения в Положение ‎о государственной автоматизированной информационной системе «Управление», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2009 г. № 1088, в части информационного взаимодействия, в том числе интеграции, государственной автоматизированной информационной системе «Управление» ‎с государственной информационной системой «Экономика».

Указанные изменения необходимы в целях обмена данными между указанными системами, в том числе в части передачи информации с дашборда на базе государственной автоматизированной информационной системе «Управление» ‎в государственную информационную систему «Экономика».

Также с целью упрощения порядка получения разрешений проектом постановления предусматривается внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации», предусматривающих установление права федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование ‎в соответствующей сфере, в отношении разрешений на право осуществления соответствующего вида деятельности (совершения действий) на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области принять решение о возможности подачи таких заявлений до 1 сентября 2026 г. на бумажном носителе, в случае если нормативным правовым актом Российской Федерации предусмотрена подача заявлений на предоставление государственных услуг в сфере разрешительной деятельности исключительно в электронной форме.

В настоящее время указанная возможность предусмотрена до 1 марта 2024 года.

Принятие постановления Правительства Российской Федерации не повлияет ‎на достижение целей государственных программ Российской Федерации.

В проекте постановления отсутствуют требования, которые связаны ‎с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности ‎и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного ‎контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее – обязательные требования), сведения о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях ‎их несоблюдения.

Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

Принятие проекта постановления не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.

Реализация положений проекта постановления не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета, а также иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.