ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПРИКАЗ
от 9 марта 2023 года № 103
Об утверждении Руководства по безопасности «Методические рекомендации по разработке систем управления промышленной безопасностью в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты»
В целях содействия соблюдению требований промышленной безопасности приказываю:
Руководитель
А.В. Трембицкий
УТВЕРЖДЕНО
приказом Федеральной службы по
экологическому, технологическому и
атомному надзору
от 9 марта 2023 года № 103
Руководство
по безопасности «Методические рекомендации по разработке систем управления промышленной безопасностью в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты»
статьи 11 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в части создания организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, систем управления промышленной безопасностью (далее - CУПБ) и обеспечения их функционирования;
постановления Правительства Российской Федерации от 17 августа 2020 г. № 1243 «Об утверждении требований к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью» в части разработки документации СУПБ в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты;
постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2020 г. №2168 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности» в части интеграции производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в процессы функционирования СУПБ в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты;
постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. № 1082 «О федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности» в части организации процессов функционирования СУПБ в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты
определение целей и задач организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, в области промышленной безопасности, информирование общественности о данных целях и задачах;
идентификацию, анализ и прогнозирование риска аварий на опасных производственных объектах и связанных с такими авариями угроз;
планирование и реализацию мер по снижению риска аварий на опасных производственных объектах, в том числе при выполнении работ или оказании услуг на опасных производственных объектах сторонними организациями либо индивидуальными предпринимателями;
координацию работ по предупреждению аварий и инцидентов на опасных производственных объектах;
осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности;
безопасность опытного применения технических устройств на опасных производственных объектах в соответствии с требованиями действующего законодательства;
своевременную корректировку мер по снижению риска аварий на опасных производственных объектах;
участие работников организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, в разработке и реализации мер по снижению риска аварий на опасных производственных объектах;
информационное обеспечение осуществления деятельности в области промышленной безопасности.
а) заявление о политике эксплуатирующей организации в области промышленной безопасности;
б) положение о СУПБ;
в) положение (положения) о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах;
г) документы планирования мероприятий по снижению риска аварий на опасных производственных объектах;
д) иные документы, обеспечивающие функционирование СУПБ, предусмотренные положением о СУПБ.
а) цели и обязательства по снижению риска аварий на опасных производственных объектах;
б) обязательства по проведению консультаций с работниками опасных производственных объектов и их представителями по вопросам обеспечения промышленной безопасности;
в) обязательства по совершенствованию СУПБ.
а) задачи в области промышленной безопасности;
б) описание структуры СУПБ и ее места в общей системе управления;
в) перечень опасных производственных объектов, на которые распространяется действие СУПБ (допускается указание номера свидетельства о регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов);
г) функции, права и обязанности руководителей эксплуатирующих организаций, их заместителей, работников в области промышленной безопасности;
д) порядок проведения консультаций с работниками опасных производственных объектов и их представителями по вопросам обеспечения промышленной безопасности;
е) организация материального и финансового обеспечения мероприятий, осуществляемых в рамках СУПБ;
ж) порядок планирования работ, осуществляемых в рамках СУПБ, и перечень документов планирования мероприятий по снижению риска аварий на опасных производственных объектах;
з) порядок проведения анализа функционирования СУПБ, разработки и осуществления корректирующих и предупреждающих мероприятий, направленных на устранение выявленных несоответствий требованиям промышленной безопасности и повышение уровня промышленной безопасности;
и) организация информационного обеспечения в рамках СУПБ;
к) порядок подготовки в области промышленной безопасности руководителей и работников эксплуатирующих организаций;
л) организация документационного обеспечения мероприятий, осуществляемых в рамках СУПБ;
м) порядок работы с подрядными организациями, осуществляющими деятельность на опасных производственных объектах;
н) порядок идентификации опасностей и оценки риска возникновения аварий и инцидентов.
В случае если вышеуказанные сведения содержатся в иных документах, утвержденных руководителями эксплуатирующих организаций, в положении о СУПБ указываются реквизиты таких документов. Сведения, содержащиеся в указанных документах, в состав положения о СУПБ могут не включатся.
а) контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, требований обоснования безопасности опасного производственного объекта в случае, если деятельность в области промышленной безопасности осуществляется с применением такого обоснования безопасности;
б) создание условий для укрепления производственной и технологической дисциплины путем мотивации работников к формированию заинтересованности в организации условий безопасной эксплуатации опасных производственных объектов;
в) обеспечение противоаварийной устойчивости и снижения количества аварий, инцидентов и несчастных случаев;
г) разработка методов сбора информации в области промышленной безопасности и оценка уровня безопасности производства;
д) выявление опасных технологий, участков, рабочих мест и предупреждение аварий, инцидентов и несчастных случаев;
е) финансирование мероприятий в области промышленной безопасности;
ж) управление основными производственными рисками;
з) взаимодействие с:
федеральными органами исполнительной власти при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
органами местного самоуправления;
профессиональными союзами, осуществляющими контроль за соблюдением прав и интересов работников опасных производственных объектов;
научными организациями, деятельность которых связана с посещением опасных производственных объектов;
и) подготовка и распространение эксплуатирующей организацией информации о состоянии промышленной безопасности.
к) обучение работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
л) контроль за созданием системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и указанные системы в пригодном к использованию состоянии;
м) взаимодействии с профессиональными аварийно-спасательными службами (формированиями), которые привлекаются для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте.
В качестве уровней управления эксплуатирующей организацией могут рассматриваться:
а) уровень производственной бригады;
б) уровень производственного участка;
в) уровень производственного цеха (структурного подразделения);
г) уровень филиала (обособленного структурного подразделения);
д) уровень службы (совокупности нескольких структурных подразделений);
е) уровень руководителя эксплуатирующей организации в целом.
С учетом специфики эксплуатирующей организации для целей СУПБ могут рассматриваться и иные уровни управления.
а) организация и координация СУПБ;
б) принятие решений по обеспечению промышленной безопасности, в том числе по обеспечению необходимого и своевременного финансирования в области промышленной безопасности;
в) ежегодная подготовка и направление руководителю эксплуатирующей организации и управляющей комиссии по оценке состояния промышленной безопасности отчетной информации:
о выполнении плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности;
о проведении проверок соблюдения работниками опасных производственных объектов требований промышленной безопасности;
об идентификации опасностей, оценке и управлении рисками на опасных производственных объектах;
г) ознакомление с документами, фото- и видеоматериалами, необходимыми для оценки состояния промышленной безопасности на опасных производственных объектах;
д) рассмотрение актов проверок соблюдения требований промышленной безопасности, проведенных контрольно-надзорными органами, а также документов, составленных контрольно-надзорными органами в рамках постоянного государственного надзора;
е) рассмотрение актов расследования причин аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасных производственных объектах;
ж) анализ аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасных производственных объектах;
з) ежегодная (по окончании календарного года) разработка плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности с учетом проведенного анализа причин возникновения аварий, инцидентов и несчастных случаев как на опасном производственном объекте эксплуатирующей организации, так и на аналогичных опасных производственных объектах других эксплуатирующих организаций;
и) ежегодный (по окончании календарного года) анализ эффективности СУПБ эксплуатирующей организации;
к) ежегодная (по окончании календарного года) разработка плана профилактических мероприятий по предупреждению аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасных производственных объектах (далее - план профилактических мероприятий) и плана мероприятий по совершенствованию СУПБ с учетом анализа эффективности СУПБ;
л) отстранение от работы лиц, не имеющих соответствующей квалификации, не прошедших своевременно подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности, а также лиц имеющих медицинские противопоказания к работе на опасном производственном объекте;
м) проведение приостановок работ, осуществляемых с нарушением требований промышленной безопасности, создающих угрозу жизни и здоровью работников опасного производственного объекта, или работ, которые могут привести к аварии или инциденту;
н) привлечение к ответственности лиц, нарушивших требования промышленной безопасности, а также поощрение работников, принимавших участие в разработке и реализации мер по повышению уровня промышленной безопасности;
о) доведение до сведения работников опасного производственного объекта информации о состоянии промышленной безопасности, об изменениях требований промышленной безопасности, а также обеспечение наличия на рабочих местах эксплуатирующей организации действующих нормативных правовых актов, устанавливающих требования в области промышленной безопасности;
п) взаимодействие с контрольно-надзорными органами, местными органами управления, общественными организациями, научными организациями по вопросам промышленной безопасности;
р) изучение и распространение передового опыта в области промышленной безопасности.
Права и обязанности работников эксплуатирующей организации в области промышленной безопасности рекомендуется устанавливать в зависимости от уровня управления. При этом на каждом уровне управления могут устанавливаться права и обязанности в области промышленной безопасности персонально для каждого работника эксплуатирующей организации, исходя из специфики эксплуатируемых опасных производственных объектов.
должности работников эксплуатирующей организации, которые проводят консультирование работников опасных производственных объектов и представителей работников опасных производственных объектов по вопросам обеспечения промышленной безопасности, а также по вопросам последствий при нарушениях требований обоснования безопасности опасного производственного объекта в случае, если деятельность в области промышленной безопасности осуществляется с применением такого обоснования безопасности; форму и срок предоставления письменных консультаций. В подразделе рекомендуется указывать вопросы, рассматриваемые при устной и письменной консультациях, в том числе:
права и обязанности работников опасного производственного объекта в части выполнения требований промышленной безопасности на рабочих местах; изменения действующих требований промышленной безопасности; фактическое соответствие опасных производственных объектов требованиям промышленной безопасности;
последствия нарушения требований промышленной безопасности; иные вопросы, отнесенные к компетенции работников опасного производственного объекта.
Структура и содержание планов мероприятий могут определяться руководителем эксплуатирующей организации и пересматриваться по окончании календарного года на основании анализа аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасном производственном объекте, а также эффективности СУПБ эксплуатирующей организации.
Документы планирования мероприятий по снижению риска аварий на опасном производственном объекте рекомендуется формировать на срок более одного календарного года.
порядок и ссылки на результаты оценки достижения целей и задач эксплуатирующей организации в области промышленной безопасности, определенных в СУПБ, за отчетный период;
ссылки на сравнительный анализ эффективности организации СУПБ за отчетный период с предыдущими периодами;
выявленные недостатки в организации СУПБ за отчетный период. При проведении анализа функционирования СУПБ рекомендуется учитывать результаты расследования аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасном производственном объекте, а также дополнительные факторы, которые могут влиять на функционирование СУПБ.
Работников опасного производственного объекта рекомендуется ознакомить с результатами и выводами анализа функционирования СУПБ.
На основании выводов анализа функционирования СУПБ при необходимости принимается решение о разработке и осуществлении корректирующих мероприятий, направленных на устранение выявленных несоответствий требованиям промышленной безопасности и повышение уровня промышленной безопасности.
применяемые средства получения информации по вопросам промышленной безопасности;
информацию о текущем количестве аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасных производственных объектах;
ссылки на видеоролики по безопасным методам производства работ; обзоры аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасных производственных объектах;
справочные правовые системы на рабочих местах для лиц, ответственных за обеспечение промышленной безопасности.
Информационное обеспечение в рамках СУПБ рекомендуется проводить в целях:
оперативного оповещения работников опасного производственного объекта и подрядных организаций, осуществляющих свою деятельность на опасном производственном объекте;
ознакомления работников опасного производственного объекта с результатами расследования аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасном производственном объекте и планом профилактических мероприятий;
раскрытия информации об авариях, инцидентах и несчастных случаях на опасном производственном объекте;
доступности использования нормативных правовых актов в области промышленной безопасности.
проектная документация на опасный производственный объект; технологические регламенты;
документация о мероприятиях по снижению риска аварий на опасных производственных объектах на срок более одного календарного года;
паспорта на технические устройства, применяемые на опасных производственных объектах;
документация на проведение опасных видов работ;
документация по вопросам обеспечения промышленной безопасности по всем основным направлениям деятельности опасных производственных объектов;
документация о проведении профилактических мероприятий на опасных производственных объектах.
требования к подрядным организациям, осуществляющим деятельность на опасных производственных объектах;
систему проверки соответствия требованиям промышленной безопасности подрядных организаций, осуществляющих деятельность на опасных производственных объектах;
систему допуска подрядных организаций, осуществляющих деятельность на опасных производственных объектах;
реквизиты локального нормативного акта организации, определяющего взаимодействие с подрядными организациями 29. В подразделе положения о СУПЕ «Порядок идентификации опасностей и оценки риска возникновения аварий и инцидентов» рекомендуется указывать:
процедуру идентификации опасностей и оценки рисков возникновения аварий и инцидентов;
состав комиссии по идентификации опасностей и оценке рисков возникновения аварий и инцидентов.
Идентификация опасностей и оценка рисков возникновения аварий и инцидентов может проводиться вновь при:
выполнении работ, для которых не разработана техническая документация; существенных изменениях в технологии производства работ; замене технических устройств, применяемых в технологических процессах; проведении опытных испытаний технических устройств, если опасности и оценка рисков возникновения аварий и инцидентов не определены в технической документации на эти технические устройства;
привлечении подрядных организаций, осуществляющих деятельность на опасном производственном объекте;
возникновении аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасных производственных объектах.
III. Общие рекомендации по повышению результативности функционирования СУПБ в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты
результаты выполнения решений предыдущего анализа; степень достижения целей в области промышленной безопасности; тенденции аварийности и количества инцидентов на эксплуатируемых опасных производственных объектах;
результаты выполнения законодательных требований в области промышленной безопасности;
изменения требований в области промышленной безопасности; результаты оценки риска аварий; достаточность имеющихся ресурсов;
действия по дальнейшему снижению риска аварий на опасных производственных объектах.