Вносится Правительством
Российской Федерации
Проект
№ 149503-8
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в статьи 23 и 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и статью 10 Федерального закона "О персональных данных"
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, №50, ст. 4873; 2013, №52, ст. 7002; 2015, № 48, ст. 6706; 2020, № 50, ст. 8074) следующие изменения:
1) в статье 23:
а) абзац четвертый пункта 1 изложить в следующей редакции:
"внеочередное обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств, у которых при проведении обязательного периодического медицинского осмотра, медицинских освидетельствований (за исключением обязательных медицинских освидетельствований) либо при оказании медицинской помощи выявлены заболевания (состояния), являющиеся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами;";
б) в пункте 7:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"7. Порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования, в том числе внеочередного, форма медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами (далее - медицинское заключение), порядок выдачи медицинского заключения, в том числе в форме электронного документа, порядок направления на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование, порядок аннулирования медицинского заключения, порядок организации и проведения санитарно-просветительной работы по вопросам профилактики управления транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.";
абзац второй признать утратившим силу;
в абзаце пятом слова "частью 4 статьи" заменить словом "статьей";
в) пункты 8 и 9 изложить в следующей редакции:
"8. По результатам обязательного медицинского освидетельствования, в том числе внеочередного, медицинское заключение формируется в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи врачом-психиатром, врачом психиатром-наркологом, руководителем медицинской организации (его заместителем) и медицинской организацией, и размещается в федеральном реестре документов, содержащем сведения о результатах медицинского освидетельствования, который ведется в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (далее – реестр), а также при наличии соответствующего волеизъявления лица, прошедшего обязательное медицинское освидетельствование, в том числе внеочередное, выдается в форме документа на бумажном носителе, подписанного врачом-психиатром, врачом психиатром-наркологом и руководителем медицинской организации (его заместителем) и заверенного печатью медицинской организации.
Одновременно указанный медицинский работник должен направить водителя транспортного средства на дальнейшее обследование и (или) лечение и на проведение внеочередного обязательного медицинского освидетельствования, срок проведения которого не может превышать двух месяцев со дня внесения соответствующей информации в реестр.
Внеочередное обязательное медицинское освидетельствование проводится врачом-специалистом по профилю выявленного заболевания (состояния), являющегося медицинским противопоказанием либо ранее не выявлявшимся медицинским показанием или медицинским ограничением к управлению транспортным средством.
В случае подтверждения наличия у водителя транспортного средства заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортным средством, ранее выданное медицинское заключение аннулируется, информация об этом размещается в реестре, при этом выдается новое медицинское заключение, о чем информируется федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
В случае неявки водителя транспортного средства на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование ранее выданное медицинское заключение аннулируется, информация об этом размещается в реестре, о чем информируется федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
При поступлении сведений об оформленном медицинском заключении, подтверждающем наличие у водителя транспортного средства заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями, либо об аннулированном медицинском заключении (в случае неявки на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, право на управление транспортными средствами прекращается, водительское удостоверение признается недействительным, о чем информируется владелец водительского удостоверения.
При поступлении сведений об оформленном медицинском заключении, подтверждающем наличие у водителя транспортного средства заболеваний (состояний), являющихся ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, ранее выданное водительское удостоверение признается недействительным. Владелец водительского удостоверения информируется о необходимости получения нового водительского удостоверения.
Информационное взаимодействие федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, включая обмен сведениями об оформленных и аннулированных медицинских заключениях, о наличии оснований для проведения внеочередного обязательного медицинского освидетельствования и о выданных водительских удостоверениях, осуществляется посредством единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения и федеральной информационной системы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Порядок обмена сведениями в электронной форме об оформленных, аннулированных медицинских заключениях и о выданных водительских удостоверениях определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Информационное взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, включая обмен сведениями об оформленных, аннулированных медицинских заключениях и о выданных водительских удостоверениях, осуществляется на основании соглашений об информационном взаимодействии, заключаемых между федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.";
2) статью 28 изложить в следующей редакции:
"Статья 28. Прекращение, приостановление действия права на управление транспортными средствами
истечение срока действия водительского удостоверения;
выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний либо ранее не выявлявшихся медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик;
аннулирование медицинского заключения (в случае неявки на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование);
лишение права на управление транспортными средствами.
Статья 2
Пункт 7 части 2 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, №31, ст. 3451; 2011, №31, ст. 4701; 2020, №50, ст. 8074) после слов "о транспортной безопасности," дополнить словами "о безопасности дорожного движения,".
Статья 3
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2023 года.
Президент
Российской Федерации
Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 23 и 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и статью 10 Федерального закона "О персональных данных"
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 23 и 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и статью 10 Федерального закона "О персональных данных" (далее – законопроект) разработан в соответствии с подпунктом "е" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В.Путина от 17 июля 2019 г. № Г1р-1381ГС в связи с необходимостью исключения возможности управления транспортными средствами водителями, у которых при проведении медицинских осмотров, медицинских освидетельствований либо оказании медицинской помощи установлены признаки заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами, а также организации межведомственного электронного взаимодействия с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (далее – СМЭВ) по обмену сведениями о выявлении у водителя транспортного средства заболеваний (состояний), являющимися медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами, об оформленных, аннулированных медицинских заключениях о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами (далее – медицинское заключение) и о выданных водительских удостоверениях.
В настоящее время законодательством установлена обязанность для водителей, не осуществляющих профессиональную деятельность по управлению транспортными средствами, прохождения медицинского освидетельствования водителей транспортных средств при истечении 10-летнего срока действия водительского удостоверения, однако отсутствие межведомственного информационного взаимодействия между Минздравом России и МВД России по обмену информацией о гражданах, имеющих противопоказания к водительской деятельности, приводит к тому, что водители, у которых выявлены медицинские противопоказания либо ранее не выявлявшиеся медицинские показания или медицинские ограничения, продолжают управлять транспортными средствами до истечения срока действия водительских удостоверений.
В течение последних пяти лет подразделениями Госавтоинспекции на основании судебных решений о прекращения права на управление транспортными средствами лицам, имеющим заболевания, препятствующие безопасному управлению транспортными средствами, было аннулировано более 105,4 тыс. водительских удостоверений. Указанное создает угрозу безопасности дорожного движения, жизни и здоровью граждан.
В целях реализации мероприятий Плана законопроектом предусматривается изменение подходов к системе прохождения внеочередного обязательного медицинского освидетельствования, предусмотренного статьей 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Так, в случае выявления у водителя транспортного средства при проведении медицинского осмотра, медицинского освидетельствования либо при оказании медицинской помощи заболеваний (состояний), являющимися медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортным средством, информация об этом фиксируется в федеральном реестре документов, содержащем сведения о результатах медицинского освидетельствования, который ведется в ЕГИСЗ (далее – реестр), а водитель направляется для прохождения внеочередного обязательного медицинского освидетельствования, которое проводится врачом-специалистом по профилю выявленного заболевания (состояния), являющегося медицинским противопоказанием или ранее не выявлявшимся медицинским показанием или медицинским ограничением к управлению транспортным средством.
В случае подтверждения наличия у водителя транспортного средства заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортным средством, ранее выданное медицинское заключение аннулируется, информация об этом размещается в реестре, при этом выдается новое медицинское заключение, о чем информируется федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
В случае неявки водителя транспортного средства на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование ранее выданное медицинское заключение аннулируется, информация об этом размещается в реестре, о чем информируется федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
При поступлении сведений о выданном медицинском заключении, подтверждающим наличие у водителя транспортного средства заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями, либо об аннулированном медицинском заключении (в случае неявки на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, право на управление транспортными средствами прекращается, водительское удостоверение признается недействительным, о чем информируется владелец водительского удостоверения.
При поступлении сведений о выданном медицинском заключении, подтверждающим наличие у водителя транспортного средства заболеваний (состояний), являющихся papiee не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, ранее выданное водительское удостоверение признается недействительным. Владелец водительского удостоверения информируется о необходимости получения нового водительского удостоверения.
Предоставление из реестра сведений об оформленных, аннулированных медицинских заключениях, о наличии оснований для проведения внеочередного обязательного медицинского освидетельствования в информационные системы МВД России, а также предоставление сведений о выданных водительских удостоверениях из информационных систем МВД России предусматривается осуществлять с использованием СМЭВ.
Порядок обмена сведениями в электронной форме об оформленных и аннулированных медицинских заключениях, о наличии оснований для проведения внеочередного обязательного медицинского освидетельствования и о выданных водительских удостоверениях определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и в сфере внутренних дел.
Информационное взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, об оформленных, аннулированных медицинских заключениях и о выданных водительских удостоверениях осуществляется на основании соглашений об информационном взаимодействии, заключаемых между указанными федеральными органами исполнительной власти и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
В целях возможности осуществления обработки определенных статьей 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных" специальных категорий персональных данных, касающихся состояния здоровья, законопроектом вносятся соответствующие изменения в пункт 7 части 2 статьи 10 указанного федерального закона.
Вносимые изменения позволят оптимизировать межведомственное информационное взаимодействие Минздрава России и МВД России по обмену вышеуказанными сведениями, исключить возможность допуска к управлению транспортными средствами лиц, имеющих заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством, а также сократить временные затраты граждан при получении государственной услуги, что, в свою очередь, окажет положительное влияние на безопасность дорожного движения.
Положения законопроекта направлены на реализацию мероприятия федерального проекта "Безопасность дорожного движения" национального проекта "Безопасные качественные дороги", предусматривающего организацию и осуществление обмена между Минздравом России и МВД России сведениями о выданных медицинских заключениях.
В связи с тем, что в соответствии с паспортом национального проекта "Здравоохранение" и входящего в его состав федерального проекта "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)", государственные информационные системы в сфере здравоохранения, соответствующие требованиям Минздрава России, подключенные к ЕГИСЗ, будут реализованы в субъектах Российской Федерации в 2022 году, с учетом требований части 1 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" срок вступления в силу законопроекта установлен с 1 марта 2023 года.
Расходы на подключение к ЕГИСЗ государственных и муниципальных медицинских организаций включены в финансирование вышеуказанного федерального проекта. При этом дополнительных расходов из федерального бюджета на развитие подсистем ЕГИСЗ, связанных с подключением частных медицинских организаций, не потребуется.
Реализация дополнительных мероприятий по информатизации, направленных на развитие ЕГИСЗ в связи с принятием законопроекта, не потребуется.
Существующая правоприменительная практика свидетельствует о необходимости законодательного закрепления возможности направления водителей на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование при выявлении признаков заболеваний (состояний), являющимися медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Предлагаемые изменения не потребуют дополнительного финансирования и увеличения штатной численности органов внутренних дел.