01/08/2017
Проект
Вносится Правительством
Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части допуска к управлению транспортными средствами водителей при осуществлении ими предпринимательской или трудовой деятельности
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 50, ст. 4873; 1999, № 10, ст. 1158; 2002, № 18, ст. 1721; 2003, № 2, ст. 167; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, № 46, ст. 5553, № 49, ст. 6070; 2009, № 1, ст. 21, № 48, ст. 5717; 2010, № 30, ст. 4000, № 31, ст. 4196; 2011, № 17, ст. 2310, № 27, ст. 3881, № 29, ст. 4283, № 30 (ч. 1), ст. 4590, ст. 4596; 2012, № 25, ст. 3268, № 31, ст. 4320; 2013, № 17, ст. 2032, № 19, ст. 2319, № 27, ст. 3477, № 30 (ч. 1), ст. 4029, № 48, ст. 6165, № 52 (ч. 1), ст. 7002; 2014, № 42, ст. 5615; 2015, № 24, ст. 3370, № 29 (ч. 1), ст. 4359, № 48 (ч. 1), ст. 6706, ст. 6723; 2016, № 15, ст. 2066, № 18, ст. 2502, № 27 (ч. 1), ст. 4192, ст. 4229) следующие изменения:
1. Пункт 2 статьи 20 дополнить абзацем следующего содержания:
«допускать к управлению транспортными средствами водителей, не прошедших независимую оценку квалификации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 25.1 настоящего Федерального закона.».
2. Дополнить статьей 25.1 следующего содержания:
«Статья 25.1. Основные положения, касающиеся допуска к управлению транспортными средствами водителей при осуществлении ими предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами
1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели обеспечивают допуск к управлению транспортными средствами водителей, имеющих свидетельство о квалификации, выданное центром оценки квалификации по итогам независимой оценки квалификации водителей в соответствии с положениями Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».
2. К прохождению независимой оценке квалификации водителей допускаются лица, имеющие:
российское национальное водительское удостоверение соответствующей категории или подкатегории;
удостоверение о повышении квалификации, подтверждающее прохождение ими дополнительного профессионального образования по типовым программам профессионального обучения водителей для осуществлении ими предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами либо документ, подтверждающий прохождение ими в установленном порядке профессионального обучения по программам профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий не более чем за 5 лет до даты проведения независимой оценки квалификации.
3. Срок действия свидетельства о квалификации составляет 5 лет.
По истечении срока действия свидетельства о квалификации выдача нового свидетельства о квалификации осуществляется в соответствии с пунктами 1и 2 настоящей статьи.».
Статья 2
Статью 73 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2014, № 23, ст. 2930) дополнить частью 10 следующего содержания:
«10. Типовые программы профессионального обучения водителей для осуществления ими предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.»;
Статья 3
Внести в Трудовой кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст.3) следующие изменения:
1. Статью 81 дополнить пунктом 3.1. следующего содержания:
«3.1) отказа работника от прохождения независимой оценки квалификации в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, когда прохождение независимой оценки квалификации является условием выполнения работниками определенных видов деятельности;».
2. Статью 187 дополнить частью следующего содержания:
«В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, когда прохождение независимой оценки квалификации является условием выполнения работниками определенных видов деятельности, работодатель не препятствует прохождению работником такой оценки и сохраняет за работником место работы (должность) и среднюю заработную плату по основному месту работы.».
3. В статье 196:
1) часть первую после слов «определяет работодатель» дополнить словами «за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, когда прохождение независимой оценки квалификации является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.»;
2) часть третью после слов «локальных нормативных актов» дополнить словами «за исключением профессий и специальностей, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, для которых прохождение независимой оценки квалификации является условием выполнения работниками соответствующих видов деятельности»;
3) часть шестую изложить в следующей редакции:
«При направлении работника на прохождение независимой оценки квалификации, а также при прохождении работником независимой оценки квалификации по собственной инициативе, в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, когда прохождение независимой оценки квалификации является условием выполнения работниками определенных видов деятельности, работодатель должен предоставлять ему гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.».
Статья 4
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного года со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
2. Требования статьи 1 настоящего Федерального закона для водителей, не прошедших в установленном порядке профессионального обучения по программам профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, но имеющих непрерывный трудовой стаж в должности водителя соответствующей категории и подкатегории более 3 лет, вступают в силу по истечении двух лет со дня его официального опубликования.
3. Требования статьи 1 настоящего Федерального закона для водителей, имеющих документ, подтверждающий прохождение ими в установленном порядке профессионального обучения по программам профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, и имеющих непрерывный трудовой стаж в должности водителя соответствующей категории и подкатегории менее 3 лет, вступают в силу по истечении трех лет со дня его официального опубликования.
4. Требования статьи 1 настоящего Федерального закона для водителей, имеющих документ, подтверждающий прохождение ими в установленном порядке профессионального обучения по программам профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, и имеющих непрерывный трудовой стаж в должности водителя соответствующей категории и подкатегории более 3 лет, вступают в силу по истечении четырех лет со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
Пояснительная записка
к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части допуска к управлению транспортными средствами водителей при осуществлении ими предпринимательской или трудовой деятельности»
Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части допуска к управлению транспортными средствами водителей при осуществлении ими предпринимательской или трудовой деятельности» (далее − законопроект) подготовлен во исполнение поручения Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова от 31 октября 2016 г. № 8374п-П9 о законодательном закреплении обязанности прохождения периодической переподготовки и (или) повышения квалификации по соответствующим образовательным программам водителей, допускаемых к осуществлению коммерческой перевозки пассажиров и грузов (Минтрансу России, МВД России, Минобрнауки России, Минтруду России).
Степень аварийности на дорогах в Российской Федерации остается очень высокой. По официальной статистике ГИБДД МВД России за 2016 г. произошло 173694 дорожно-транспортных происшествия, в которых погибло 20308 и ранено 221140 человек. Остаются высокими показатели дорожно-транспортных происшествий (далее − ДТП) и пострадавших из-за нарушения правил дорожного движения водителями автобусов и грузовых автомобилей. Так, за январь 2017 год эти показатели соответственно составили 354 ДТП в которых погибло 23 человека, 577 пострадало и 720 ДТП, в которых погибло 112 человек и пострадало 889.
По оценке экспертов, более 80% всех ДТП происходит по вине водителей, когда они не могут просчитать последствия превышения скоростного режима, оценить дорожные условия, техническое состояние транспортного средства. Именно поэтому ключевым моментом в обеспечении безопасности дорожного движения является подготовка водителей.
В настоящее время подготовка водителей автотранспортных средств осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196), Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ), Примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, утвержденных приказом Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. № 1408 (зарегистрирован в Минюсте России 9 июля 2014 г., № 33026).
С учетом положений пункта 7 статьи 73 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» водитель автомобиля после прохождения профессионального обучения приобретает профессию и базовые знания, навыки в области управления транспортным средством, безопасности дорожного движения, а также знания и навыки необходимые для осуществления им трудовой деятельности. Допускается водитель до осуществления профессиональной деятельности и управления транспортным средством после сдачи экзаменов ГИБДД МВД России.
Вместе с тем, успешная сдача экзаменов ГИБДД МВД России фактически, подтверждают только наличие базовых навыков управления транспортным средством, и знаний в области безопасности дорожного движения, проверка полученных навыков водителей, связанных с осуществлением трудовой деятельности отсутствует.
В Европейском союзе, система подготовки водителей, желающих работать по найму, подразумевает дополнительную экзаменацию водителей по дисциплинам профессионального блока. Так, основными документами в сфере подготовки водителей-профессионалов в Европейском союзе являются:
1. Директива Европейского парламента и Совета ЕС от 15 июля 2003 г. № 2003/59/ЕС «О базовой квалификации и периодической переподготовке водителей некоторых автотранспортных средств, занятых в перевозке товаров или пассажиров…» согласно которой, каждый водитель, желающий работать по найму, обязан получить сертификат профессиональной компетентности (СПК) и отметку в водительском удостоверении под кодом «95». Он также должен пройти дополнительное профессиональное обучение в объеме 280 часов теоретических и 20 часов практических занятий в специализированном центре контраварийной подготовки;
В ходе дополнительного профессионального обучения водитель в Европейском союзе обучается методам рациональной загрузки транспортного средства с использованием различных тар и поддонов, методам наилучшего использования трансмиссии (соотношения скорости и передачи, использование инерции с целью сокращения расхода топлива), навыкам смягчения продольных и боковых рывков при перевозке пассажиров, ознакомится со средствами специальной укладки для различных категорий товаров и т.д. Теоретическая часть подготовки таких водителей в Евросоюзе включает разделы об ответственности за неверное или не использование тахографа, о лицензиях на транспортные операции, о специальных документах, сопровождающих груз, о формировании положительного имиджа компании и т.д.
2. Аналогичными являются положения Хартии качества международных автомобильных грузовых перевозок в системе Многосторонней Квоты ЕКМТ, которая была подписана российской стороной в мае 2015 года в ходе саммита Международного Транспортного Форума стран-участниц Европейской конференции министров транспорта. Соответствующие положения глав I IV Хартии качества будут применяться ко всем международным автомобильным грузовым перевозкам, производимым по разрешениям ЕКМТ с 1 января 2018 года. В связи с этим, имеется обусловленная необходимость усиления подготовки российских водителей, в частности осуществляющих перевозки грузов в международном сообщении.
Таким образом, в целях усиления подготовки водителей по дисциплинам профессионального блока, отмечаем необходимость осуществления проверки знаний водителя (дополнительной экзаменации) по дисциплинам профессионального блока.
Кроме того, профессиональная сфера знаний навыков и умений, необходимых водителю для осуществления трудовой деятельности, не является статичной. Так, изменяется трудовое законодательство, появляются современные средства специальной укладки различных категорий товаров, изменяется в законодательство о тахографии, лицензировании, подлежат периодическому повторению модули в области контроля психоэмоционального состояния водителей, оказания первой помощи пострадавшим вследствие ДТП, оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательств и тд. Таким образом, для водителей, прошедших профессиональное обучение по программам профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, необходимо раз в 5 лет проходить повышение квалификации по дисциплинам профессионального блока, с учетом современных требований отрасли.
В настоящее время норма о повышении квалификации уже содержится в положениях части 1 статьи 20 Федерального закона № 196, обязывающая перевозчиков создавать условия для повышения квалификации работников. Вместе с тем, указанная норма носит декларативный характер.
Таким образом, законопроектом предусмотрено, что водитель, желающий работать по найму, должен будет пройти дополнительную экзаменацию по дисциплинам профессионального блока в виде независимой оценки квалификации водителей в соответствии с положениями Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценки квалификации» (далее – Федеральный закон № 238-ФЗ). Перед прохождением независимой оценки квалификации, водителю необходимо будет пройти профессиональное обучение по программам повышения квалификации. Соответствующие типовые программы будут утверждены Минтрансом России.
Вместе с тем, если с момента прохождения водителем профессионального обучения по программам профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий прошло не более пяти лет, перед прохождением независимой оценки квалификации повторное обучение по программам повышения квалификации (дисциплины профессионального блока) не потребуется.
С учетом положений Федерального закона № 238-ФЗ, а также перечня нормативных правовых актов, подлежащих изменению в связи с принятием законопроекта, предполагается, что независимая оценка квалификации водителей будет осуществляться центрами оценки квалификации.
Определение центров оценки квалификации, а также контроль за их деятельностью будет осуществлять Совет по квалификациям, состоящий из представителей общероссийских и иных объединений работодателей, ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные автотранспортные сообщества.
Определение Совета по квалификациям, контроль за его деятельностью будет осуществлять Национальный совет, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 249.
Проведение центрами оценки квалификаций независимой оценки квалификации будет осуществляться в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2016 г. № 1204.
Таким образом, законопроектом предлагается распространить существующую схему проведения независимой оценки квалификации, в том числе на водителей, запретив юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, допускать к управлению транспортными средствами водителей, не прошедших оценку квалификации.
Вместе с тем, в настоящее время в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации независимая оценка квалификации носит добровольный характер, таким образом, законопроектом предусмотрен ряд изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, предусматривающих установление независимой оценки квалификации в отношении водителей в качестве обязательного условия осуществления ими трудовой деятельности.
В целях исключения возникновения нехватки центров оценки квалификации, а также нехватки водителей, получивших свидетельство о квалификации по итогам независимой оценки квалификации, законопроектом предусмотрена дифференциация сроков вступления в силу отдельных положений законопроекта в зависимости от трудового стажа водителей.