ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПРИКАЗ
от 30 октября 2023 года № 390
Об утверждении Руководства по безопасности "Рекомендации по транспортированию опасных веществ на опасных производственных объектах железнодорожными и автомобильными транспортными средствами"
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и пунктом 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401, приказываю:
Руководитель
А.В. Трембицкий
Утверждено
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 30 октября 2023 года № 390
Руководство
по безопасности "Рекомендации по транспортированию опасных веществ на опасных производственных объектах железнодорожными и автомобильными транспортными средствами"
Руководство не содержит рекомендаций по транспортированию радиоактивных и инфекционных веществ.
Для выполнения требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности могут быть использованы иные способы и методы, чем те, которые указаны в настоящем Руководстве.
Термины и определения, применяемые для целей настоящего Руководства, приведены в приложении № 1 к Руководству.
проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, капитальном ремонте, техническом перевооружении, консервации и ликвидации ОПО, разработке обоснования безопасности ОПО, а также изменений, вносимых в обоснование безопасности ОПО;
изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании, диагностировании, ремонте и эксплуатации технических устройств, применяемых на ОПО;
проведении экспертизы промышленной безопасности технических устройств, предназначенных для транспортирования (перемещения) опасных веществ, зданий и сооружений на ОПО.
В целях обеспечения безопасности при транспортировании, перемещении, погрузке, выгрузке, а также подготовке транспортных средств к перевозкам опасных грузов на ОПО рекомендуется разработать внутреннюю инструкцию по безопасному транспортированию опасных веществ на ОПО железнодорожными и автомобильными транспортными средствами.
В инструкции по безопасному транспортированию опасных веществ на ОПО железнодорожными и автомобильными транспортными средствами рекомендуется в том числе предусмотреть:
указание прав и обязанностей ответственных лиц организации, уполномоченных на осуществление контроля за соблюдением требований безопасности при транспортировании, погрузке, выгрузке опасных грузов, контроля технического состояния эксплуатируемого на ОПО железнодорожного подвижного состава и автомобильных транспортных средств, а также связанной с ними инфраструктуры;
основные меры по контролю за соблюдением требований безопасности при транспортировании, погрузке, выгрузке опасных грузов на ОПО;
основные меры по контролю технического состояния эксплуатируемого на ОПО железнодорожного подвижного состава и автомобильных транспортных средств, а также связанной с ними инфраструктуры;
порядок и периодичность проведения дефектоскопии рельсов по маршруту транспортирования опасных веществ (рекомендуется не реже 1 раз в 2 года);
порядок и периодичность проведения технического осмотра железнодорожных путей и автомобильных дорог необщего пользования (рекомендуется 2 раза в год);
периодичность и объем ремонта железнодорожных путей и автомобильных дорог необщего пользования (рекомендуется 1 раз в 25 лет);
периодичность поверки контрольно-измерительных приборов в соответствии с требованиями изготовителей;
основные меры по обеспечению безопасности при проведении сливо-наливных операций на железнодорожных и автоналивных эстакадах;
основные меры по учету, клеймению, окраске, хранению, списанию, использованию тормозных башмаков, в том числе в искробезопасном исполнении;
места производства погрузки-выгрузки, слива-налива опасных веществ;
места установки газоанализаторов в местах производства слива-налива опасных и легковоспламеняющихся веществ, а также в местах подготовки транспортных средств к перевозке опасных веществ;
основные меры по заземлению и молниезащите в местах производства погрузки-выгрузки, слива-налива опасных веществ;
основные меры по антитеррористической защищенности объектов транспортирования опасных веществ;
стационарные посты видеонаблюдения за процессами транспортирования, перемещения, погрузки-выгрузки опасных веществ, а также подготовки транспортных средств к перевозке опасных веществ на ОПО;
основные меры по обустройству и размещению лестниц, поручней, рабочих площадок эстакад, слива-налива опасных веществ, обеспечивающих безопасность работников от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;
основные меры по техническому содержанию технологического транспорта (например, погрузчика, само движущихся тележек, электроталей и другого) для транспортирования (перемещения) опасных веществ;
основные меры по порядку привлечения подрядных организаций, меры по предотвращению проникновения на ОПО посторонних лиц;
перечень внутренних инструкций, связанных с осуществлением вышеуказанных и иных работ на данном ОПО.
Рекомендации по вопросам идентификации и классификации объектов транспортирования опасных веществ приведены в приложении № 3 к настоящему Руководству.
Железнодорожный транспорт
содержание путей, переездов, технических проездов, проведение дефектоскопии, содержание сигнальных и путевых знаков, тупиковых упоров, переносных сигналов, габаритов приближения строений, въездных железнодорожных ворот (ворота рекомендуется устанавливать раздвижные или открывающиеся внутрь территории ОПО), искусственных сооружений на железнодорожных путях необщего пользования;
учет, выдачу, маркировку и хранение тормозных башмаков; закрепление подвижного состава на железнодорожных путях необщего пользования; организацию и осуществление маневровых работ на железнодорожных путях необщего пользования, разработку эксплуатационной документации, проведению инструктажа.
доведению информации при выдаче задания на маневровую работу руководителю маневров, а руководителю маневров - машинисту локомотива о наличии в маневровом поезде (составе) вагонов с опасными веществами;
очистке желобов переездов, технологических проездов, по которым будут следовать вагоны;
доведению информации до работников маневровой бригады о дополнительных мерах, направленных на обеспечение безопасности при производстве маневров.
При организации эксплуатации двухсторонних эстакад рекомендуется в целях обеспечения безопасности исключить случаи проведения маневровых работ с одновременным наливом (подготовкой вагона-цистерны (ВЦ) к наливу).
Красный щит рекомендуется ставить только при невозможности ограждения стрелочными переводами или башмака сбрасывающего (КСБ).
При централизации стрелочных переводов ограждение может производиться на пульте дежурным по железнодорожной станции (ДСП) или диспетчером.
Не рекомендуется приводить в движение маневровый состав без соответствующего указания руководителя маневров о возможности начала движения и об изъятии тормозных башмаков,
производство маневров толчками;
передвижение вагонов вручную, автомашинами, другими приспособлениями;
оставление вагонов без закрепления их тормозными башмаками;
оставление вагонов без локомотива на переездах, технологических проездах, проемах ворот, стрелочных переводах, искусственных сооружениях;
использование для закрепления вагонов посторонних предметов;
использование на местах погрузки-выгрузки для закрепления вагонов с опасными веществами тормозных башмаков, изготовленных из искрообразующих материалов;
использование для отстоя вагонов улавливающих и предохранительных тупиков.
Стрелки, ведущие на пути стоянки таких вагонов, рекомендуется в целях безопасности устанавливать в положение, исключающее возможность заезда на эти пути других подвижных составов, и запирать (для вагонов, загруженных опасными веществами: взрывчатыми материалами (ВМ), хлором, аммиаком, сжиженными углеводородными газами (СУГ), кислородом, стрелки запираются на навесной замок).
Автомобильный транспорт
По маршруту следования транспортных средств на видных местах рекомендуется устанавливать схемы движения. На указанных схемах следует в том числе указать допустимую скорость движения транспортных средств по территории ОПО.
По маршруту следования транспортных средств рекомендуется устанавливать дорожные знаки "направление движения с опасными грузами" и на видных местах схемы движения.
При перевозке опасных веществ на ОПО водителям транспортных средств рекомендуется соблюдать маршрут перевозки, все предписания, указанные в нем.
наличия посторонних предметов на проезжей части, создающих аварийную обстановку, отсутствия соответствующих дорожных знаков;
образования дефектов и повреждений проезжей части, превышающих предельно допустимые значения;
состояния колеи больше предельно допустимых значений на участке дороги;
наличия разрушенных и не заполненных мастикой деформационных швов на цементобетонном покрытии;
наличия неорганизованных съездов;
наличия растительности в полосе отвода, снижающей расстояние видимости водителям транспортных средств, находящихся на удалении не более 50 м от ближнего рельса, приближающегося к железнодорожному переезду с любой стороны поезда/состава железнодорожных вагонов, в соответствии с нормами обеспечения видимости, указанными в подпункте 7.2 пункта 7 ГОСТ Р-50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" и пункта 17 раздела 2 приказа Минтранса России от 5 октября 2022 г. № 402 "Об утверждении условий эксплуатации железнодорожных переездов";
наличия необрезанной растительности, затрудняющей видимость дорожных знаков и направляющих устройств на расстоянии 100 м.
разрушениях деформационных швов и околошовной зоны с образованием провалов между пролетными строениями;
разрушениях переходных плит и сопряжений с образованием порожка более 10 см;
состоянии перил и тротуаров, вызывающих опасность для движения пешеходов (разрушение тротуарных плит, обрушение перил на части или по всей длине сооружения);
разрушениях покрытия с обнажением арматуры на большей части защитного слоя;
образовании сквозных отверстий в плите проезжей части в результате разрушения бетона плиты;
разрушениях ограждающих устройств на большей части по длине моста;
ослаблениях сечения бетона в сжатой зоне раковинами в железобетонных конструкциях, трещинах, сколах бетона или местном снижении марки бетона в сжатой зоне, механических повреждениях или ослаблении коррозией сечения арматуры в растянутой зоне, состоянии между несущими элементами, изменяющими расчетную схему работы конструкции;
многочисленных трещинах с раскрытием более 0,3 мм;
интенсивной коррозии арматуры с ослаблением площади на 10% и более;
повреждении бетона от выщелачивания и размораживания его на большей части плиты проезжей части в железобетонных конструкциях;
неукрепленных перилах и ограждениях, имеющихся разрывах и других повреждениях перил, влияющих на безопасность движения пешеходов.
для хлора, сероводорода - цистерна, рассчитанная на избыточное давление, оборудованная предохранительным клапаном с мембранным предохранительным устройством, не имеющая отверстий ниже уровня жидкости, а также отверстий для очистки, расположенных в нижней части цистерны;
для аммиака безводного - цистерна, рассчитанная на избыточное давление, оборудованная предохранительным клапаном с мембранным предохранительным устройством;
для азота, аргона, гелия, кислорода, криптона, ксенона, неона, воздуха, углекислого газа - цистерна с внутренним сосудом, оболочкой, теплоизоляцией, оборудованная вентилями вакуумирования, предохранителем мембранного изолирующего пространства, с устройством отвода из цистерны испаряющегося газа (газосбросом);
для легковоспламеняющихся жидкостей (нефтепродуктов) - цистерна, оборудованная предохранительно-впускным клапаном, герметично закрываемым люком с крышкой ригельного типа, универсальным сливным прибором, имеющим две или три независимых степени защиты, для обеспечения слива самотеком или с верхним управлением слива вакуумным насосом;
для вязких нефтепродуктов - цистерна, оборудованная парообогревательной рубашкой, предохранительно-впускным клапаном, герметично закрываемым люком с крышкой ригельного типа, универсальным сливным прибором, имеющим две или три независимых степени защиты, для обеспечения слива самотеком;
для метанола - цистерна, оборудованная предохранительным кожухом на крышке люка, с устройством верхнего слива; для сероуглерода - цистерна с устройством верхнего слива;
для фосфора желтого - цистерна, оборудованная колпаком с кожухом и приспособлением для запорно-предохранительного устройства, с устройством верхнего слива;
для водорода пероксида, водного раствора (концентрацией более 60%) - цистерна из алюминиевых сплавов, рассчитанная на избыточное давление;
для ядовитых (токсичных) веществ, едких (коррозионных) веществ - цистерна, оборудованная устройствами верхнего слива; для жидкого пека - цистерна, оборудованная кожухом термоизоляции, с устройством для разогрева;
для капролактама - цистерна из нержавеющей стали, с устройством термоизоляции, с устройством для разогрева;
для соляной, суперфосфатной кислот, гипохлорита натрия - внутренняя поверхность цистерны покрыта слоем резины толщиной до 5 мм (гуммирована).
Рекомендуется осуществлять транспортирование: сероуглерода - под слоем воды (в летнее время) или под слоем атмосферы инертного газа (азот); фосфора желтого - под слоем воды (в зимнее время под слоем незамерзающей жидкости) и под слоем атмосферы инертного газа (азот);
капролактама - под слоем атмосферы инертного газа (азот особой чистоты с объемной долей кислорода не более 0,0005%).
условий безопасности движения и работы обслуживающего персонала;
максимальной производительности при оптимальных технико-экономических показателях, необходимой надежности и ремонтопригодности;
сохранности перевозимых веществ;
возможности безопасной эксплуатации с учетом плана и профиля используемых железнодорожных путей;
возможности осуществления комплексной механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ.
0,1 г/м3 - для резервуаров из-под бензинов перед их ремонтом с применением огневых работ и другими работами, связанными с пребыванием работников в резервуаре без защитных средств;
не более 2,0 г/м3 - при выполнении огневых работ без пребывания работников внутри резервуара;
не более 8,0 г/м3 - для резервуаров из-под светлых нефтепродуктов перед их осмотром, ремонтом (без применения огневых работ), окрашиванием, градуировкой с доступом работников внутрь резервуара (в защитных средствах);
не более 12,5 г/м3 - при выполнении указанных работ без доступа работников внутрь резервуара.
Работы, связанные с пребыванием работников внутри резервуара, рекомендуется выполнять при наличии вытяжной вентиляции.
Подобным образом рекомендуется комплектовать транспортные средства бортовыми устройствами ГЛОНАСС/GPS, контрольно-измерительными приборами, тахографами, средствами пожаротушения, противооткатными башмаками, аварийными жилетами, жидкостью для промывания глаз, очками, предупреждающими знаками с собственной опорой, лопатами, переносными осветительными приборами.
III. Организация погрузочно-разгрузочных работ на опасных производственных объектах
обязанностей лиц, работающих на каждом рабочем месте;
порядка действий при нормальной эксплуатации и в аварийных ситуациях;
безопасных методов производства погрузочно-разгрузочных работ, их возможных нарушений, признаков и способов устранения.
Погрузочно-разгрузочные работы рекомендуется выполнять механизированным способом при помощи подъемно-транспортного оборудования и средств малой механизации.
применение тары, упаковки, упаковочных комплектов, изготовленных в соответствии с требованиями стандартов на тару и упаковку, подвергнутых испытаниям в целях предотвращения любой утечки (просыпания) содержимого, которая может возникнуть в пути следования вследствие динамических воздействий, изменения температуры, влажности, и являющихся инертными по отношению к загруженным в них грузам;
использование железнодорожного подвижного состава и автомобильных транспортных средств для перевозки только тех жидких опасных веществ, для которых они предназначены, согласно конструкторской документации на транспортное средство (технические условия, паспорт, руководство по эксплуатации);
разработку и утверждение схем размещения транспортной тары и применяемых приспособлений для ее крепления в транспортном средстве.
использования открытого огня в местах производства погрузки-выгрузки опасных веществ;
курения и применения открытого огня на расстоянии менее 50 м от мест производства погрузки или выгрузки опасных грузов;
выполнения работ во время грозы;
отсутствия освещения в темное время суток.
Порядок транзитного (кратковременного) хранения загруженных опасными веществами автотранспортных средств и контейнеров-цистерн устанавливается организацией, эксплуатирующей ОПО.
наличия на обочинах и откосах земляного полотна отдельных посторонних предметов, влияющих на безопасность движения и не обозначенных соответствующими дорожными знаками;
отсутствия оборудования площадок размещения и мест погрузки-выгрузки специальными приспособлениями;
отсутствия на площадке размещения и местах погрузки-выгрузки сплошного твердого водонепроницаемого покрытия;
отсутствия устройств защиты погрузочно-разгрузочного фронта от прямых ударов молнии и ее проявлений - заземлений.
При этом не рекомендуется подавать под погрузку вагоны:
без предъявления к техническому обслуживанию и записи в соответствующем журнале о признании их технически исправными;
с выработанным сроком службы или межремонтным нормативом по пробегу (или календарному сроку);
с неисправностями запора крышки люка или двери, запорного устройства для пломбирования (при наличии) у крытых вагонов, вагонов бункерного типа и вагонов-цистерн;
с неплотным прилеганием крышек люков, с продольным смещением вала разгрузочного механизма, с зазорами между зубом защелки и зубом рычага более 3 мм, с величиной перехода рычага через "мертвую точку" менее 8 мм или более 18 мм у вагонов для перевозки горячих окатышей и агломерата;
с зазором между зубом закидки и зубом фиксатора более 8 мм у вагонов для минеральных удобрений;
с изгибом, обрывом фиксатора штурвала механизма разгрузки с отсутствием штурвала, с изгибами и вмятинами разгрузочных и загрузочных люков, с обрывом крепления крышки загрузочного люка, у вагонов бункерного типа с износами в шарнирных соединениях: механизма разгрузки - более 2 мм, вкладышей привода механизма разгрузки - более 3 мм;
с трещинами в сварных соединениях конструкций вагонов и цистерн;
а также при:
отсутствии (повреждении) запорно-предохранительного клапана, штанги, заглушки сливного прибора у вагонов-цистерн;
отсутствии (повреждении) уплотнительных резиновых прокладок разгрузочных люков у вагонов бункерного типа, крышек бункеров, несовпадении зуба сектора с гнездом в опоре, а также запорных механизмов в исправном состоянии;
отсутствии (повреждении) концевого крана или соединительного рукава.
соблюдение сроков ремонта и технического освидетельствования цистерны; отсутствие постороннего продукта в цистерне;
соответствие и состояние окраски, надписей и трафаретов, знаков опасности, соответствующих характеру опасности груза;
наличие табличек оранжевого цвета с кодом опасности и номером Организации Объединенных Наций (далее - ООН);
исправность арматуры, крепления крышки люка;
отсутствие механических повреждений предохранительных клапанов;
отсутствие видимых повреждений кожуха изоляции цистерны (при его наличии);
исправность сливных приборов, внутренних лестниц, крышек люков с установленными на них уплотнительными элементами и запорно-пломбировочными устройствами;
величину остаточного давления в цистерне;
наличие пломб, заглушек;
наличие надписей о сроках проведения периодического ремонта и испытания цистерны, о наименовании груза.
Также проверяется наличие сопроводительных документов к данным цистернам.
Минимальные нормы прикрытия при проведении маневровых работ для вагона, загруженного взрывчатыми материалами, установлены Инструкцией по организации движения поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте (приложение № 2 к ПТЭ).
При подаче под слив-налив железнодорожных цистерн с легковоспламеняющимися нефтепродуктами между локомотивом и цистернами рекомендуется прикрытие, состоящее из одного четырехосного или двух двухосных пустых или груженных негорючими грузами вагонов (платформ).
Требования безопасности по оснащению хранилищ-цистерн с горючими жидкостями (ГЖ) и легковоспламеняющимися жидкостями (ЛВЖ), средствами контроля и управления опасными параметрами процесса отражены в пунктах 119, 120, 121, 126, 127, 128, 129, 131 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств", утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 г. № 533.
При проведении экспертизы промышленной безопасности сооружений, применяемых на ОПО, связанных с транспортированием опасных веществ, рекомендуется акцентировать внимание на таких сооружениях, как:
сливо-наливная эстакада, включающая в себя фундамент, опоры, пролетные строения, настил, железнодорожные пути, ограждения;
автомобильная дорога в установленных границах, включающая в себя земляное полотно, верхнее покрытие и обстановку дороги (дорожные знаки), другие, относящиеся к дороге сооружения, - ограждения, сходы, водосливы, кюветы, мосты длиной не более 10 м, ров;
элементы железнодорожного пути, включающие в себя земляное полотно, дренажные, водоотводные и укрепительные сооружения земляного полотна, верхнее строение пути (рельсы, глухие пересечения, стрелочные переводы и другое).
Приложение № 1
к Руководству по безопасности
"Рекомендации по транспортированию
опасных веществ на опасных
производственных объектах
железнодорожными и автомобильными
транспортными средствами",
утвержденному приказом
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 30 октября 2023 года № 390
Термины и определения
Автомобильные дороги необщего пользования - автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд.
(Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Вагон-цистерна - вагон, кузовом которого является цистерна (емкость), предназначенный для перевозки и хранения газообразных, жидких и других веществ.
(ГОСТ 34530-2019 "Межгосударственный стандарт. Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения", введен в действие Приказом Росстандарта от 24 сентября 2019 г. № 748-ст).
Габарит приближения строений - предельное поперечное (перпендикулярное оси железнодорожного пути) очертание, внутрь которого помимо железнодорожного подвижного состава не должны попадать никакие части сооружений и устройств, а также лежащие около железнодорожного пути материалы, запасные части и оборудование, за исключением частей устройств, предназначенных для непосредственного взаимодействия с железнодорожным подвижным составом (контактные провода с деталями крепления, хоботы гидравлических колонок при наборе воды и другие), при условии, что положение этих устройств во внутригабаритном пространстве увязано с соответствующими частями железнодорожного подвижного состава и что они не могут вызвать соприкосновения с другими элементами железнодорожного подвижного состава.
(ГОСТ 9238-2013 "Межгосударственный стандарт. Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений", введен в действие Приказом Росстандарта от 22 ноября 2013 г. № 1608-ст).
Габарит подвижного состава - поперечное (перпендикулярное) очертание открытого подвижного состава, в котором, не выходя наружу, размещается груз (с учетом упаковки и крепления).
(ГОСТ 9238-2013 "Межгосударственный стандарт. Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений", введен в действие Приказом Росстандарта от 22 ноября 2013 г. № 1608-ст).
Груз - объект (в том числе изделия, предметы, полезные ископаемые, материалы, сырье, отходы производства и потребления), принятый в установленном порядке для перевозки в транспортных средствах на основании договора перевозки.
(Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации").
Искусственные сооружения - сооружения, устраиваемые на дорогах при пересечении рек, оврагов, горных хребтов, дорог и других препятствий, снегозащитные, противообвальные. Основные искусственные сооружения: мосты, путепроводы, тоннели, эстакады, трубы и др.
(СП 78.13330.2012 "Автомобильные дороги", утвержденный Приказом Минрегиона России от 30 июня 2012 г. № 272).
Железнодорожный переезд - пересечение в одном уровне автомобильной дороги с железнодорожными путями, оборудованное устройствами, обеспечивающими безопасные условия пропуска подвижного состава железнодорожного транспорта и транспортных средств.
(Технический регламент Таможенного союза "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" ТР ТС 003/2011, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. № 710).
Железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
(Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации").
Контейнер - единица транспортного оборудования многократного применения, предназначенная для перевозки и временного хранения грузов без промежуточных перегрузок.
(ГОСТ 17527-2020 "Межгосударственный стандарт. Упаковка. Термины и определения", введен в действие Приказом Росстандарта от 2 октября 2020 г. № 737-ст).
Маневровые работы - организация движения поездов (составов, локомотивов) на железнодорожных путях необщего пользования между двумя раздельными пунктами, а также между железнодорожными станциями необщего и общего пользования, границами которых являются стыки рамных рельсов, предельные столбики или изолирующие стыки светофоров.
(ГОСТ 34530-2019 "Межгосударственный стандарт. Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения", введен в действие Приказом Росстандарта от 24 сентября 2019 г. № 748-ст).
Маневровый состав - локомотив с вагонами, одиночный локомотив, самоходный подвижной состав, осуществляющие внутристанционные передвижения.
(ГОСТ Р 53431-2009 "Автоматика и телемеханика железнодорожная. Термины и определения", введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 27 ноября 2009 г. № 523-ст).
Номер ООН (Организации Объединенных Наций) - четырехзначный идентификационный номер вещества или изделия, указанный в Типовых правилах перевозки опасных грузов ООН.
(Рекомендации ООН по перевозке опасных грузов. Типовые правила).
Опасные вещества - воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные вещества и вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды, перечисленные в Приложении 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
(Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов").
Опасные грузы - вещества, материалы, изделия, которые в силу присущих свойств при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении могут являться причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения, повреждения транспортных средств, технических устройств, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде.
(Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации").
Сосуд - герметически закрытая емкость (стационарно установленная или передвижная), предназначенная для ведения химических, тепловых и других технологических процессов, а также для хранения и транспортировки газообразных, жидких и Других веществ.
(Технический регламент Таможенного союза "О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением" ТР ТС 032/2013, утвержденный Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 2 июля 2013 г. № 41).
Сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях из ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
(Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений")
Тара - основной элемент упаковки, предназначенный для размещения продукции.
(ГОСТ 17527-2020 "Межгосударственный стандарт. Упаковка. Термины и определения", введен в действие Приказом Росстандарта от 2 октября 2020 г. № 737-ст).
Цистерна - передвижной сосуд, постоянно установленный на раме железнодорожного вагона, на шасси автомобиля (прицепа) или на других средствах передвижения, предназначенный для транспортировки и хранения газообразных, жидких и других веществ.
(Технический регламент Таможенного союза "О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением" ТР ТС 032/2013, утвержденный Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 2 июля 2013 г. № 41).
Упаковка - средства или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждения и потерь, окружающей среды - от загрязнений, а также обеспечивающих комплекс обращения продукции.
(ГОСТ 17527-2020 "Межгосударственный стандарт. Упаковка. Термины и определения", введен в действие Приказом Росстандарта от 2 октября 2020 г. № 737-ст).
Приложение № 2
к Руководству по безопасности
"Рекомендации по транспортированию
опасных веществ на опасных
производственных объектах
железнодорожными и автомобильными
транспортными средствами",
утвержденному приказом
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 30 октября 2023 года № 390
Классификация и маркировка опасных грузов
Вещества и изделия по характеру опасных свойств подразделяются на следующие классы в соответствии с Рекомендациями ООН по перевозке опасных грузов.
Класс 1 |
Взрывчатые вещества и изделия |
Класс 2 |
Газы |
Класс 3 |
Легковоспламеняющиеся жидкости |
Класс 4.1 |
Легковоспламеняющиеся твердые вещества, самореактивные вещества и твердые десенсибилизированные взрывчатые вещества |
Класс 4.2 |
Самовозгорающиеся вещества |
Класс 4.3 |
Вещества, выделяющие при взаимодействии с водой, воспламеняющиеся газы |
Класс 5.1 |
Окисляющие вещества |
Класс 5.2 |
Органические пероксиды |
Класс 6.1 |
Ядовитые (токсичные) вещества |
Класс 6.2 |
Инфекционные вещества |
Класс 7 |
Радиоактивные материалы |
Класс 8 |
Едкие (коррозионные) вещества |
Класс 9 |
Прочие опасные вещества и изделия |
Каждой позиции (веществу, изделию или группе веществ и изделий) присвоен номер ООН.
Веществам и изделиям (кроме веществ классов 1, 2, 5.2, 6.2, самореактивных веществ класса 4.1) в зависимости от степени опасности, которой они характеризуются, установлены следующие группы упаковки:
I - для веществ с высокой степенью активности;
II - для веществ со средней степенью активности;
III - для веществ с низкой степенью активности.
На каждое грузовое место грузоотправителем наносится маркировка, характеризующая вид и степень опасности груза и содержащая:
знаки опасности;
наименование груза (при совместной упаковке в одном грузовом месте нескольких опасных грузов наименование наносится для каждого груза);
классификационный шифр;
номер ООН.
На грузовые места с опасными грузами наносится транспортная маркировка в соответствии с правилами перевозок грузов, действующими на соответствующем виде транспорта: ГОСТ 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка", ГОСТ Р 57479-2017 "Грузы опасные. Маркировка", ГОСТ Р 57478-2017 "Грузы опасные. Классификация".
Приложение № 3
к Руководству по безопасности
"Рекомендации по транспортированию
опасных веществ на опасных
производственных объектах
железнодорожными и автомобильными
транспортными средствами",
утвержденному приказом
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 30 октября 2023 года № 390
Рекомендации
по вопросам идентификации и классификации объектов транспортирования опасных веществ
В соответствии со статьей 2 и приложениями 1, 2 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" к опасным производственным объектам относятся объекты, на которых транспортируются опасные вещества в количествах, указанных в приложениях к данному федеральному закону. При этом классы опасности объектов устанавливаются исходя из количеств опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на опасном производственном объекте, в соответствии с таблицами 1 и 2 приложения 2 (с примечаниями) к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
При идентификации и классификации объектов транспортирования опасных веществ рекомендуется учитывать, что транспортные средства (железнодорожный подвижной состав, автотранспортные средства, емкостное транспортное оборудование) не могут быть категорированы и зарегистрированы в качестве отдельных опасных производственных объектов, так как относятся к техническим устройствам, предназначенным для перевозки опасных грузов.
Для опасных производственных объектов (технологических комплексов), на которых участки транспортирования входят в состав объектов, технологически связанных с основным производством, процессы транспортирования относятся к признакам, характеризующим основные объекты. При этом участки транспортирования самостоятельно (отдельно) не идентифицируются, информация о составе объекта, связанного с транспортированием опасных веществ, приводится в сведениях, характеризующих опасный производственный объект. Присвоение класса опасности основному объекту, в который составной частью входит объект (участок) транспортирования опасных веществ, устанавливается в соответствии с приложением 2 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Для участков транспортирования опасных веществ, в состав которых включены собственные или арендованные железнодорожные пути (дороги) необщего пользования и на которых выполняются работы по погрузке (разгрузке) опасных веществ (имеются в наличии сливо-наливные эстакады, площадки перевалки (перелива) грузов, оборудованные площадки отстоя транспортных средств), рекомендуется устанавливать III или IV класс опасности в зависимости от количества опасных веществ, которые могут одновременно находиться на объекте согласно проектной документации, определяемого по таблицам 1, 2 приложения 2 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
С учетом требований приложений 1, 2 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" для участков ремонта, обслуживания, промывки, пропарки, дегазации и отстоя транспортных средств, на которых применяется оборудование, работающее под избыточным давлением 1,6 МПа и более или при температуре рабочей среды более 250 градусов Цельсия и более, устанавливается III класс опасности. Для таких же объектов, но на которых применяется оборудование, работающее под избыточным давлением ниже 1,6 МПа, но выше 0,07 МПа или при температуре рабочей среды выше 115 градусов Цельсия, устанавливается IV класс опасности.
Участки транспортирования опасных веществ, в состав которых входят собственные или арендованные железнодорожные пути (дороги) необщего пользования, предназначенные только для перемещения, подачи (уборки) транспортных средств с опасными грузами и на которых погрузочно-разгрузочные (перевалочные) операции и (или) иные технологические операции не производятся, не регистрируются в государственном реестре опасных производственных объектов, класс опасности для данных объектов не устанавливается. Контроль состояния безопасности на таких объектах осуществляется при осуществлении контроля состояния технологических объектов, к которым эти участки примыкают, в соответствии с проектной документацией, определяющей границы застройки и эксплуатации объектов.