Главное
О гибели сотрудника в ДТП нужно сообщить в прокуратуру
Расследование можно продлить на срок, превышающий 15 суток, по согласованию с ГИБДД, следственным комитетом и прокуратурой
Привлечение водителя к уголовной ответственности не всегда основание для квалификации несчастного случая как не связанного с производством
В материалах расследования нужно отразить все этапы расследования
Если сотрудник в рабочее время попал в ДТП, этот несчастный случай нужно расследовать. Ведь, скорее всего, травму работника, которую он получил в аварии, комиссия признает производственной. В прошлой статье мы рассказали о первых действиях работодателя и о том, в какие органы он должен сообщить о произошедшем несчастном случае. Теперь вы узнаете, как правильно расследовать такой несчастный случай.
Расследуя несчастный случай с сотрудником, пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии, члены комиссии должны установить точное время и место происшествия (адрес). С разрешения органов следствия и дознания они могут осмотреть место происшествия и поврежденное транспортное средство, прилегающие к месту аварии сооружения и дорожные ограждения.
Также для дальнейшего расследования может пригодиться информация об организации, которая обслуживает дорогу.
Нужно зафиксировать погодные условия (дождь, снег, гололед, туман и т. д.), освещенность участка дороги, видимость и наличие дорожных знаков, горизонтальной и вертикальной разметки, следов автоторможения.
Члены комиссии должны выяснить, кто управлял транспортным средством, попавшим в ДТП. Записать все необходимые данные о водителе, цель его поездки. Если за рулем был сотрудник предприятия, узнать, отклонялся ли он от маршрута, по назначению ли использовал транспортное средство. Нужно проверить водительское удостоверение, техталон, путевой или маршрутный лист, товарно-транспортные документы на перевозимый груз.
Комиссия должна ознакомиться и иметь копии протокола осмотра места происшествия и транспорта. Запросить в управлении ГИБДД справку о ДТП и другую информацию, необходимую для расследования несчастного случая.
Члены комиссии должны проверить, как в организации обеспечена безопасность дорожного движения, в том числе:
соответствует ли техническое состояние, комплектация транспортных средств требованиям нормативных документов;
соблюдает ли работодатель установленные правила организации пассажирских и грузовых перевозок;
был ли обеспечен режим труда и отдыха водителя данного транспортного средства;
проходил ли водитель медицинское предварительное (периодическое) освидетельствование;
имелись ли до этого у водителя случаи ДТП и нарушения трудовой дисциплины;
как организовано техническое обслуживание и ремонт автомобилей;
есть ли на предприятии наглядная агитация, информация водителей об условиях движения, погоды и опасных участках;
как организовано проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей.
При проверке и расследовании комиссия опрашивает всех причастных должностных лиц организации, уточняет или дополняет обстоятельства ДТП. Все полученные сведения заносит в материалы расследования.
Все этапы расследования комиссия должна отразить в материалах расследования. Для этого она использует утвержденные формы документов из постановления Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73:
осмотр места происшествия — форма № 7;
опрос очевидцев происшествия и при возможности пострадавшего — форма № 6;
акт об обстоятельствах и причинах ДТП — форма № 2;
заключение государственного инспектора труда — форма № 5;
запись о ДТП на производстве в журнале регистрации несчастных случаев — форма № 9.
Если в ДТП один или несколько сотрудников получили легкие повреждения здоровья, комиссия должна провести расследование в течение 3 дней. Если в аварии один или несколько работников погибли или получили тяжелые повреждения здоровья, на расследование отведено 15 дней.
На практике эти сроки могут существенно увеличиваться. На то, чтобы получить от сотрудников ГИБДД необходимые для расследования документы, уходит немало времени. По согласованию с этими органами время расследования несчастного случая можно продлить, в том числе неоднократно и на сроки, превышающие 15 дней (ст. 229.1 ТК РФ). Главное, приобщить к материалам расследования обоснованное решение о продлении расследования.
Если в момент несчастного случая в действиях пострадавшего сотрудника есть признаки уголовного правонарушения, комиссия приостанавливает расследование и ждет официального постановления (решения) правоохранительных органов, которые квалифицируют указанные действия. О своем решении члены комиссии обязаны сообщить руководителю предприятия (если комиссию возглавляет его представитель) и в прокуратуру, куда направлено извещение о несчастном случае.
Обратите внимание
Нарушение сотрудником ПДД не может стать основанием для квалификации несчастного случая как не связанного с производством
На основании собранных материалов комиссия:
устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая;
выявляет виновных, допустивших нарушения требований охраны труда;
вносит предложения по устранению выявленных нарушений, причин и предупреждению аналогичных случаев;
определяет, были ли действия (бездействие) пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с предприятием;
квалифицирует происшествие как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством.
Важно
Сроки расследования несчастных случаев исчисляют в календарных днях, начиная со дня издания работодателем приказа об образовании комиссии по расследованию несчастного случая
Если комиссия квалифицировала несчастный случай в результате ДТП как не связанный с производством, она оформляет два акта по форме 4 — для работника и работодателя.
В течение трех дней копии акта и материалов расследования нужно отправить в ФСС, ГИТ, прокуратуру (тяжелый несчастный случай или со смертельным исходом).
Один документ вместе с материалами расследования работодатель обязан хранить у себя в течение 45 лет.
Если ДТП признано как производственный несчастный случай, то члены комиссии оформляют акты:
в трех экземплярах по форме Н-1 — для работника, работодателя и ФСС;
в двух экземплярах по форме 4 — для работодателя и прокуратуры.
Несчастный случай фиксируют в журнале регистрации несчастных случаев на производстве.
В случае группового, тяжелого или со смертельным исходом несчастного случая на производстве работодатель в течение трех дней отправляет:
в прокуратуру (при тяжелом несчастном случае и со смертельным исходом) оригинал акта по форме 4 и копии акта Н-1 и всех материалов расследования;
ФСС — оригинал акта Н-1 и копии всех материалов расследования;
ГИТ, территориальное отделение профсоюза и Ростехнадзор (при необходимости) — копии всех материалов расследования.
Пример Несчастный случай на производстве. Водитель перевозил груз с одного склада предприятия на другой. По пути нарушил правила дорожного движения. В результате автомобиль вылетел на обочину. Водитель получил многочисленные переломы и сотрясение головного мозга. После расследования всех обстоятельств дела комиссия приняла решение, что этот несчастный случай нужно квалифицировать как производственный с установлением степени вины пострадавшего. Несчастный случай, не связанный с производством. Водитель молокозавода повез продукцию на базу. По дороге заехал домой. Выезжая из своего двора, попал в ДТП. В результате водитель получил черепно-мозговую травму и многочисленные ушибы. Комиссия установила, что сотрудник использовал транспортное средство не по назначению и отклонился от маршрута следования в личных интересах. Поэтому квалифицировала несчастный случай как не связанный с производством. |
После того как у пострадавшего закончилась временная нетрудоспособность, работодатель обязан направить информацию о последствиях несчастного случая и мерах, которые он принял для снижения производственного травматизма в ГИТ (в некоторых ситуациях в территориальные органы Ростехнадзора или Ространснадзора).
Если несчастный случай был со смертельным исходом сотрудника, то сообщение работодатель направляет в течение месяца, после окончания расследования.
ВНИМАНИЕ, ПРОБЛЕМА Если пострадавший водитель привлечен к уголовной ответственности, означает ли это, что несчастный случай можно признать не связанным с производством? Нет, не означает. Статья 229.2 Трудового кодекса РФ позволяет квалифицировать как не связанный с производством несчастный случай, происшедший при совершении пострадавшим уголовно наказуемых деяний (ст. 264 УК РФ). Некоторые специалисты по охране труда уверены, что если пострадавший в ДТП водитель будет привлечен к уголовной ответственности, то комиссия по расследованию несчастного случая должна автоматически признать такое происшествие несчастным случаем, не связанным с производством. Однако это не совсем справедливо. Многие не обращают внимание на одну фразу в статье: «Расследуются в установленном порядке и по решению комиссии… в зависимости от конкретных обстоятельств могут квалифицироваться как несчастные случаи, не связанные с производством…». Комиссия по расследованию должна убедиться, что со стороны работодателя выполнены все требования, возложенные на него ст. 212 ТК РФ по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Возможно, с работником не был проведен предрейсовый медосмотр, и он сел за руль с температурой или повышенным давлением? Или водитель только что вернулся из одного рейса, не успел отдохнуть положенное время перед следующим. Исправен ли был автомобиль перед поездкой? Может быть, водитель неоднократно указывал на технические неисправности, например, с тормозной системой, но до несчастья никто на его слова внимания не обращал? Комиссия в ходе расследования должна поднять все документы: журналы предрейсовых и послерейсовых медосмотров, технического осмотра транспортного средства, рабочие графики и т. п. Если откроется факт невыполнения работодателем своих обязанностей перед работником, то такой несчастный случай нельзя будет признать не связанным с производством. |