Вносится депутатом
Государственной Думы
Г.А.Зюгановым, И.И.Мельниковым, В.И.Кашиным,
Н.В.Коломейцевым, Ю.В.Афониным, Д.Г.Новиковым,
О.Н.Алимовой, Н.В.Арефьевым, А.А.Алехиным,
Е.В.Бессоновым, Н.Н.Ивановым, А.В.Корниенко
Г.П.Камневым, А.В.Куринным, О.А.Лебедевым,
Р.М.Лябиховым, О.А.Михайловым, Н.И.Осадчим,
О.Н.Смолиным, Д.А.Парфеновым, К.К.Тайсаевым,
Р.И.Сулеймановым, М.В.Щаповым, А.А.Ющенко
Проект
№ 409465-8
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статья 1
Трудовой кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, №1, ст.3, 2021, №27, ст.5139) дополнить статьей 230.2 следующего содержания:
«Статья 230.2. Единый государственный учет несчастных случаев на производстве
1) об организации, на производстве которой произошел несчастный случай, (наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, сведения о государственной регистрации юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика - в отношении юридического лица;
2) о работодателе организации, в которой произошел несчастный случай на производстве (фамилия, имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность, идентификационный номер налогоплательщика);
3) сведения о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, фамилия, имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность, идентификационный номер налогоплательщика - в отношении индивидуального предпринимателя и самозанятого гражданина);
4) о председателе и членах комиссии по расследованию группового несчастного случая на производстве, тяжком несчастном случае на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом, в том числе по расследованию несчастного случая, происшедшего в отдельных отраслях и организациях;
5) копия акта о групповом несчастном случае на производстве, тяжком несчастном случае на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным случаем, в том числе акта о несчастном случае, происшедшего в отдельных отраслях и организациях;
6) копия акта о расследовании группового несчастного случая на производстве, тяжкого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным случаем, в том числе по расследованию несчастного случая, происшедшего в отдельных отраслях и организациях;
7) копии материалов расследования группового несчастного случая на производстве, тяжкого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом, включая копии актов о несчастном случае на производстве, тяжкого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом, оформленных на каждого пострадавшего, указанных в части шестой статьи 229.2 настоящего Кодекса, а также других материалов, приложенных к акту о расследовании несчастного случая с учетом характера и обстоятельств конкретного несчастного случая;
8) страховой номер индивидуального лицевого счета каждого пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, группового несчастного случая на производстве, тяжкого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом - уникальный номер индивидуального лицевого счета, используемый для обработки сведений о физическом лице в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также для идентификации и аутентификации сведений о физическом лице при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций в сфере пенсионного и социального страхования;
9) сообщение работодателя (его представителя) по окончании периода временной нетрудоспособности пострадавшего о последствиях несчастного случая по установленной форме о последствиях несчастного случая на производстве и мерах, принятых в целях предупреждения несчастных случаев на производстве по установленной форме.
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2024 года.
Президент
Российской Федерации
Пояснительная записка
к проекту федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»
Проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» содержит нормы о введении единого государственного учета несчастных случаев на производстве на базе создаваемой в структуре Федеральной службы по труду и занятости Российской Федерации Единой государственной информационной системы учета несчастных случаев на производстве, в которой предлагается учитывать все факты несчастных случаев на производстве, происшедших на территории Российской Федерации, независимо от вида и подчиненности организаций, их отношение к отдельным отраслям экономики и организациям, по которым в настоящее время осуществляется отдельный статистический учет несчастных случаев на производстве.
В настоящее время в системе охраны труда в стране отсутствует государственная единая система учета и расследования несчастных случаев на производстве.
Трудовой кодекс Российской Федерации, в том числе с учетом внесенных в него изменений Федеральным законом от 2 июля 2021 года №311-ФЗ «О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации» не регулирует вопрос о том какой федеральный орган исполнительной власти должен вести в Российской Федерации единый учет несчастных случаев с работниками, погибшими и пострадавшими в период исполнения ими трудовых
В действующем законодательстве установлено, что учет несчастных случаев на производстве осуществляется Росстатом по отдельным отраслям экономики, Федеральной службой по труду и занятости – только по смертельным и тяжелым несчастным случаям, Фондом социальной страхования Российской Федерации (ныне – Социальный фонд Российской Федерации) – по страховым несчастным случаям, Ростехнадзором – по несчастным случаям на опасных производственных объектах, отдельными отраслевыми профсоюзами – по своим направлениям деятельности.
При этом необходимо отметить, что между перечисленными структурами данные по количеству погибших, пострадавших и последствиям от них существенно отличаются.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральная служба Российской Федерации по труду и занятости, осуществляя функции реализации государственной политики и нормативное регулирование в сфере охраны труда и социальной защиты самостоятельный учет всех несчастных случаев на производстве, происшедших в стране, не осуществляет.
Лица, пострадавшие при несчастных случаях на производстве, обращаются за оказанием медицинской помощи в лечебные учреждения, а погибшие доставляются в морги, подведомственные медицинским учреждениям системы здравоохранения. Механизм проведения сверки по погибшим и пострадавшим при несчастных случаях на производстве между органами здравоохранения и органами по труду на муниципальном, региональном и федеральном уровне не отрегулирован.
Все это создает предпосылки к тому, что на муниципальном, региональном и федеральном уровнях отсутствует точная и объективная информация с данными о погибших, пострадавших гражданами при несчастных случаях, и о последствиях от них.
При этом необходимо отметить, что в стране отсутствует единый учет несчастных случаев, происшедших с самозанятыми работниками, индивидуальными предпринимателями, иностранными гражданами-мигрантами, приехавшими на заработки, а также с военнослужащими и сотрудниками правоохранительных органов, на деятельность которых не распространяются требования Трудового кодекса Российской Федерации.
Также необходимо обратить внимание на несогласованность с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и с Федеральной службой труда и занятости России вопросов учета несчастных случаев в федеральных законах, принятых в различных отраслях экономики и социальной сферы:
«4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность. при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают:
«4) расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по согласованию с федеральным органов исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, и федеральным органов исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Участие Министерства труда и социальной защиты РФ и Федеральной службы труда и занятости, социальной защиты населения РФ в расследовании несчастных случаев в данной норме нет, хотя эти федеральные органы власти отвечают и за охрану труда работников и педагогов в школах и институтах.
В части шестой статьи 34.1 Федерального закона от 4.12.22007 года №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» указано, что «расследование и учет указанных несчастных случаев осуществляются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта по согласованию с федеральным органом, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.».
Министерства труда и социальной защиты РФ и Федеральной службы труда и занятости, социальной защиты населения РФ в данной норме также нет, хотя эти федеральные органы власти отвечают и за охрану труда тренеров, работников организаций, осуществляющих спортивную подготовку, имеют федеральную и территориальную систему государственных инспекторов труда, имеющих опыт проверок несчастных случаев и организации расследования несчастных случаев.
Постановлением Правительства РФ от 19.09.2020 года №1502 утверждены Правила учета дорожно-транспортных происшествий, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ. В соответствии с этим нормативным документом МВД России по согласованию с Минздравом России и другими структурами ведет учет количества ДТП, погибших и пострадавших в них людей.
При этом необходимо также отметить, что часть людей в числе погибших и пострадавших при ДТП находилась при исполнении трудовых обязанностей (водители, работники организаций, в том числе находившиеся в командировке и т.д.). Такие происшествия одновременно являются несчастными случаями на производстве, особенно для водителей, экспедиторов, сопровождающих грузы на автотранспорте, и других категорий работников.
«Порядок учета пожаров и их последствий определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации (Минэкономразвития России), и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.».
Приказом МЧС России от 21.11.2008 г. №714 «Об утверждении Порядка учета пожаров и их последствий» утверждены нормы, в которых регламентируются конкретные показатели по учету количества пожаров, категорий погибших и пострадавших при этом людей.
Часть людей, погибших и пострадавших в результате возникновения опасных факторов пожара, которые в момент их возникновения находились при исполнении трудовых обязанностей, могут одновременно считаться погибшими или пострадавшими в результате несчастного случая на производстве. Но законодательные и нормативные акты в системе учета пожаров и их последствий, принятые по линии МЧС России не содержат норм о согласовании действий по учету погибших и пострадавших работников во время пожара на объектах и производствах с Минтрудом России или с Федеральной службой труда и занятости.
Эти и ряд других законодательных актов определяют механизм и порядок учета показателей, характеризующих деятельность федерального органа исполнительной власти в установленной сфере деятельности.
Учет гибели и пострадавших ведется отраслевыми министерствами по согласованию с Минздравом России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, в том числе с Министерством экономического развития РФ.
Учитывая изложенное можно констатировать, что в стране отсутствует единая система учета несчастных случаев на производстве и, в нынешней ситуации невозможно прогнозировать и планировать экономику страны, не имея объективную информацию и статистику о количестве погибших и пострадавших лиц, ставшими инвалидами в результате несчастных случаев и профессиональных заболеваний, полученных в процессе трудовой деятельности.
В связи с этим в законопроекте предлагается ввести в составе Федеральной службы труда и занятости Российской Федерации Единую государственную информационную систему учета несчастных случаев на производстве (далее - ЕГИС), в которой будет вестись учет документов о расследовании несчастных случаев на производстве и материалов по несчастным случаям на производстве в стране, поступающих в территориальные государственные инспекции труда Федеральной службы труда и занятости РФ от всех организаций Российской Федерации, индивидуальных предпринимателей, самозанятых граждан, независимо от их вхождения в отдельные отрасли и организации, на которых в настоящее время данный учет несчастных случаев на производстве проводится по отдельным законодательным актам без участия государственных инспекторов труда Федеральной службы труда Российской Федерации.
Копии актов расследования несчастных случаев на производстве и приложенные к нему материалы, поступившие в базу данных ЕГИС должны храниться не менее 45 лет, если не указаны другие сроки хранения, и могут использоваться для выдачи заверенных копий указанных актов расследований и материалов по заявлениям пострадавших граждан и родственникам погибших при несчастном случае на производстве, для повторного расследования по несчастным случаям, для обращения в суды для решения вопросов получения компенсации от потери здоровья, компенсации материального и морального ущерба, для оформления инвалидности в связи с ухудшением здоровья вследствие несчастного случая, а также других социальных и страховых вопросов.
Обращения граждан, организаций, органов следствия могут быть в вызваны тем обстоятельством, что по прошествии нескольких лет в нынешнее кризисный период часть предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей, которые обязаны хранить данные акты и материалы расследования несчастных случаев на производстве не менее 45 лет, могут быть признаны судом банкротами и ликвидироваться, либо попросту самоликвидироваться, их архивы могут исчезнуть по ряду причин, особенно в системе предприятий малого и среднего бизнеса.
Создание Единой государственной информационной системы учета несчастных случаев на производстве безусловно позволит надежно на многие годы сохранить весьма важные для пострадавших граждан, для семей погибших копии актов проверки и материалов расследования несчастных случаев на производстве для реализации ими своих прав на социальную защиту, на компенсации по страховым вопросам, на пенсионное обеспечение по инвалидности, выплату компенсаций в связи с потерей трудоспособности и на обслуживание в системе медицинского страхования.