Приказ Минтруда России от 1 июня 2015 г. № 336н
Ключевые проблемы
Причины появления новых правил по охране труда в строительстве
Положительные стороны новых правил
Какие шаги необходимо предпринять работодателю в связи с появлением новых правил
Недостатки и противоречия нового документа
Ранее существовавшая система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, была построена на постановлении Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 399. В нее входили такие нормативные акты, как:
правила безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации (всего – 129);
строительные нормы и правила, своды правил по проектированию и строительству (всего – 28);
национальные (государственные) стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р и ГОСТ ССБТ) (всего – 554);
относящиеся к промышленной безопасности опасных производственных объектов и техническому регулированию.
Срок действия таких подзаконных нормативных правовых актов составлял пять лет с возможным продлением не более 2 раз подряд. Однако такого продления, государственной регистрации и официального опубликования, как правило, не проводилось. Поэтому нормативная правовая база того времени в области охраны труда:
не соответствовала действующему трудовому законодательству;
не соответствовала Указу Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763;
не являлась обязательной для исполнения работодателями;
носила рекомендательный характер, и ее положения находили свое применение только через локальные акты работодателя.
Нормативные акты, которые не зарегистрированы в Минюсте России или же зарегистрированы, но не опубликованы, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. То есть они не могут служить основанием для регулирования правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение их требований. На них нельзя ссылаться при разрешении споров1. Это подтверждает правоприменительная надзорная и судебная практика.
Первым шагом для устранения существовавших пробелов стало принятие постановления Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 1160 «Об утверждении положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда». Оно разграничило сферы влияния федеральных законов «О техническом регулировании», «Промышленной безопасности» и Трудового законодательства России в области охраны труда и привело в соответствие с действующим законодательством России.
Теперь к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся:
стандарты безопасности труда;
правила и типовые инструкции по охране труда;
государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.
Строительные нормы и правила, своды правил при проектировании и строительстве данным постановлением выведены из сферы действия законодательства об охране труда и переведены в сферу действия законодательства о техническом регулировании. Исключение составляют нормативные акты, устанавливающие требования к безопасности труда в строительстве.
Также в компетенцию законодательства о промышленной безопасности перешли все правила безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, утвержденные Госгортехнадзором, Госатомнадзором, Ростехнадзором, Госстроем, Ростехрегулированием.
Далее была проведена большая работа, чтобы правила охраны труда, особенно на травмоопасных объектах, перевести в разряд обязательных, как того требует статья 211 Трудового кодекса.
Среди них:
Правила по охране труда при работе на высоте, утвержденные приказом Минтруда России от 28 марта 2014 г. № 155н (зарегистрированы в Минюсте России 5 сентября 2014 г. Регистрационный номер № 33990. Опубликованы в «Российской газете» № 251 от 5 ноября 2014 г.);
Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденные приказом Минтруда России от 24 июля 2013 г. № 328н (зарегистрированы в Минюсте России 12 декабря 2013 г. Регистрационный номер № 30593);
Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов, утвержденные приказом Минтруда России от 17 сентября 2014 г. № 642н (зарегистрированы в Минюсте России 5 ноября 2014 г. Регистрационный номер № 34558), и др. Их положения отражены также и в новых правилах по охране труда в строительстве.
Правила по охране труда в строительстве (далее – Правила) утверждены приказом Минтруда России от 1 июня 2015 г. № 336н и зарегистрированы в Минюсте России 13 августа 2015 г. Им присвоен регистрационный номер № 38511.
Они устанавливают государственные нормативные требования охраны труда в процессе проведения общестроительных и специальных строительных работ, выполняемых при новом строительстве, расширении, реконструкции, техническом перевооружении, текущем и капитальном ремонте зданий и сооружений (далее – строительное производство), состоят из 73 страниц, 502 пунктов.
Правила по охране труда в строительстве имеют несколько положительных моментов.
С выходом новых Правил появился единый нормативный правовой документ по охране труда в строительстве взамен многочисленных СНиПов, СП, ГОСТов, ПОТ РМ, ПБ и т. д. В нем установлены единые требования по охране труда в строительном производстве. Правила получили статус государственных нормативных требований охраны труда. А значит, многие разночтения и коллизии ранее принятых многочисленных СНиПов, СП устранены.
В новых Правилах нашли свое отражение все последние законодательные и подзаконные изменения по охране труда, касающиеся строительства, в том числе в сфере технического регулирования и промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Новый документ менее регламентирован, более конкретен и написан доступным языком. Он имеет больше ссылок на действующие правила по охране труда в различных, пересекающихся со строительством сферах, а также на нормативные требования в сфере технического регулирования и промышленной безопасности опасных производственных объектов. В нем уменьшилось количество ссылок на нормативные акты по охране труда в строительстве рекомендательного характера (государственные стандарты системы стандартов безопасности труда, ГОСТы, ПОТ РМ, ПБ и т. д.).
Из Правил практически исключена устаревшая нормативная правовая база в области охраны труда. Ими больше не регламентируются взаимоотношения заказчиков, подрядчиков, субподрядчиков, арендаторов.
В тексте документа стало намного проще ориентироваться. Об этом говорит даже нумерация пунктов, которая идет в нарастающем порядке (1-502). В СНиП, например, она сложнее (4.1.1- 9.4.11 и т. д.).
Работодатель обязан предусмотреть мероприятия, которые предупреждают и снижают воздействие на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, связанных с характером выполняемой работы. В Правилах содержится перечень этих факторов.
Чтобы обеспечить безопасность работ во вредных и опасных условиях, работодатель также должен внести требования по охране труда в:
проект организации строительных работ (ПОС);
проект производства работ (ППР).
А затем выполнить данные требования. Такой порядок установлен новыми Правилами.
Работодатель вправе устанавливать дополнительные требования безопасности труда в процессе строительного производства, улучшающие условия работы сотрудников.
Приоритетом Правил является сохранение жизни и здоровья человека труда, выявление и устранение, минимизация профессиональных рисков или применение эффективных средств индивидуальной и коллективной защиты. Данные направления реализуются через локальные нормативные акты работодателя. Поэтому у него появляется больше возможностей обеспечить безопасность работников при выполнении строительных работ.
Работодателю теперь нет необходимости излишне регламентировать такие локальные нормативные акты, как:
стандарты предприятий (организаций) по безопасности труда, разрабатываемые на основе рекомендаций Госстроя России;
инструкции по охране труда для работников организаций, разработанные на основе типовых отраслевых инструкций по охране труда для работников строительства.
В Правилах больше не упоминается порядок:
формирования комиссий (комитетов) по охране труда и служб охраны труда;
введения уполномоченных по охране труда;
оформления документации по специальной оценке условий труда;
расследования несчастных случаев на производстве;
организации уголков по охране труда.
Все вышеперечисленное регулируется Трудовым кодексом.
Кроме положительных моментов, новый документ имеет и недостатки. Они выражаются в некоторых противоречиях.
Так, пункты 267 и 289 Правил регламентируют применение предохранительного пояса, тогда как приказом Ростехрегулирования этот вид средств индивидуальной защиты отменен. Более того, пункт 104 Правил по охране труда при работе на высоте запрещает использование безлямочных предохранительных поясов ввиду риска травмирования или смерти вследствие ударного воздействия на позвоночник работника при остановке падения, выпадения работника из предохранительного пояса.
За нарушения Правил по охране труда в строительстве применяется часть 1 статьи 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях. Данной нормой предусмотрено наказание в виде предупреждения или штрафа для руководителя организации и предпринимателей в размере от 2000 до 5000 рублей. Организация может быть оштрафована на сумму от 50 000 до 80 000 рублей.
За повторное нарушение правил применяется часть 5 статьи 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях. Она предусматривает наказание для руководителя организации в виде штрафа в размере от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификации на срок от одного года до трех лет. Предпринимателя накажут штрафом в размере от 30 000 до 40 000 рублей или приостановят его деятельность на срок до 90 суток. А организацию оштрафуют на сумму от 100 000 до 200 000 рублей или приостановят деятельность на срок до 90 суток.
В связи с появлением новых правил работодателям независимо от их организационно-правовой формы в ходе строительного производства необходимо:
Привести локальные нормативные акты (приказы, положения, распоряжения, порядки, правила, регламенты, программы и т. п.), касающиеся охраны труда в строительстве, в соответствие с требованиями Правил.
Пересмотреть инструкции по охране труда всем работающим на строительных работах и должностные инструкции должностным лицам – организаторам строительного производства, в том числе инженерно-техническим работникам с учетом требований новых Правил.
Провести внеплановый инструктаж со всеми без исключения работниками, занятыми в строительстве, в том числе с организаторами и руководителями строительного производства.
Провести внеочередную проверку знаний охраны труда всех без исключения работников организаций, занятых на строительных работах, независимо от срока проведения предыдущей проверки. При этом должны проверяться знания только этих законодательных и нормативных правовых актов.
1Пункт10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».