05/08/2024
Проект
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304
Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от______________ № _______
Изменения,
которые вносятся в пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304
«д) чрезвычайную ситуацию межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 180 млн. рублей в каждом из двух и более субъектов Российской Федерации при условии, что зона чрезвычайной ситуации в каждом из этих субъектов Российской Федерации затрагивает территорию двух и более муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов или внутригородских территорий города федерального значения, при этом общий размер материального ущерба не превышает 1,8 млрд. рублей;».
Пояснительная записка
к проекту постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304»
Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304» (далее – проект постановления) разработан в связи с тем, что последнее повышение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее – размеры материального ущерба), применяемых для определения характера чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, производилось в 2019 году, и предусматривает их повышение в 1,5 раза с последующей ежегодной индексацией с учетом уровня инфляции (потребительских цен) аналогично изменениям, которые внесены постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2024 г. № 1004 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 г. № 1928» в Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 г. № 1928 (далее – Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации № 1928).
Одновременно с этим для чрезвычайных ситуаций межрегионального характера предлагается ввести дополнительные критерии, а именно для каждого субъекта Российской Федерации установить размер материального ущерба свыше 180 млн. рублей и определить минимальное количество пострадавших от чрезвычайной ситуации (попавших в зону чрезвычайной ситуации) муниципальных образований (по аналогии с критерием, используемым для чрезвычайной ситуации межмуниципального характера).
Действующей редакцией постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 2007 г. № 304 (далее – постановление № 304) определены критерии отнесения сложившейся обстановки к чрезвычайной ситуации межрегионального характера, аналогичные критериям для чрезвычайной ситуации регионального характера, за исключением зоны чрезвычайной ситуации, которая должна затрагивать территорию двух и более субъектов Российской Федерации.
Следует отметить, что размеры материального ущерба для чрезвычайных ситуаций межрегионального и регионального характера аналогичны (свыше 12 млн. рублей), но при этом для чрезвычайных ситуаций межрегионального характера по отношению к чрезвычайным ситуациям регионального характера фактически несопоставимы, так как при проведении оценки материального ущерба для чрезвычайных ситуаций межрегионального характера учитываются последствия на территории двух и более субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера является расходным обязательством Российской Федерации, регионального и межмуниципального характера – субъектов Российской Федерации, муниципального характера – муниципального образования.
Исходя из изложенного, действующая редакция постановления № 304 относительно критериев, используемых для чрезвычайных ситуаций межрегионального характера, на практике допускает финансовое обеспечение из федерального бюджета мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального характера, а в отдельных случаях – межмуниципального и муниципального характера.
Следует отметить, что в случаях, предусмотренных Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отнесенных к чрезвычайным ситуациям регионального характера, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2024 г. № 1005, средства федерального бюджета могут быть направлены на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций регионального характера в рамках софинансирования расходных обязательств.
Таким образом, реализация предлагаемых изменений в полной мере позволит отразить масштабы последствий чрезвычайной ситуации и подтвердить необходимость финансового обеспечения мероприятий по ее ликвидации за счет средств федерального бюджета.
В проекте постановления не содержится требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее – обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования, не проводился.
Реализация проекта постановления не вызовет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, а также не окажет влияния (в том числе косвенного) на достижение целей государственных программ Российской Федерации, доходы и расходы юридических и физических лиц.
В соответствии с пунктом 60.1 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260, предусмотренные проектом постановления правоотношения не подлежат оценке регулирующего воздействия.