Меню

Учебный центр информирует: Проект УТВЕРЖДЕН приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

Доклад о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности за 9 месяцев 2019 года

Общие положения

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2012 г. № 1170 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности» Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.

Настоящий доклад о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Ростехнадзоре при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности за 9 месяцев 2019 года сформирован в целях профилактики нарушений обязательных требований и основан на реализации положений:

Основной целью проверок, проводимых в рамках осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, является обеспечение безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов (далее – ОПО), а также защита жизни и здоровья работников таких объектов.

Государственный надзор в горнорудной и нерудной отрасли

За 9 месяцев 2019 года на поднадзорных объектах горнорудной и нерудной отрасли не произошло ни одной аварии, за аналогичный период 2018 года – 2 аварии.

За отчетный период произошло 32 несчастных случая со смертельным исходом, за аналогичный период 2018 года зафиксировано 22 случая смертельного травматизма.

За 9 месяцев 2019 года в горнорудной и нерудной отрасли Ростехнадзором проведено 2310 проверок, из них плановых – 352, внеплановых – 546, проведенных в режиме постоянного государственного надзора – 1418.

В ходе проверок выявлено 11857 правонарушений. По результатам проверок наложено 1361 административное наказание. Административное приостановление деятельности применялось 62 раза, временный запрет деятельности – 50.

На нарушителей обязательных требований промышленной безопасности наложено 1168 административных штрафов. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 70353 тыс. рублей.

По результатам проведенного анализа проверок поднадзорных организаций за 9 месяцев 2019 года типовыми и массовыми нарушениями обязательных требований промышленной безопасности явились:

Ведется постоянная работа по разъяснению вступивших в силу в 2014 году Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых» (приказ Ростехнадзора от 11 декабря 2013 года № 599", зарегистрирован Минюстом России 2 июля 2014 года, рег. № 32935).

С 21 по 23 мая 2019 г сотрудники Управления горного надзора Ростехнадзора провели в г. Норильске семинар по обсуждению актуальных вопросов государственного регулирования промышленной безопасности на опасных производственных объектах горно-металлургического комплекса с представителями стран-членов Межгосударственного совета СНГ по промышленной безопасности (МСПБ) от Азербайджана, Киргизии, Армении, Беларуси, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана и России.

29 мая 2019 г. сотрудники Управления горного надзора Ростехнадзора провели семинар в режиме вебинар с работниками территориальных органов на тему: «О мерах, принимаемых территориальными органами по обеспечению соблюдения требований промышленной безопасности на объектах ведения горных работ».

11 сентября 2019 г. в г. Санкт-Петербурге сотрудники Управления горного надзора Ростехнадзора приняли участие во 2-м заседании Международного форума регулирования безопасности в горной отрасли.

В период с 19 по 20 сентября 2019 г. в рамках Соглашения о взаимодействии между Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ПАО «ГМК «Норильский никель», сотрудники Управления горного надзора Ростехнадзора приняли участие в семинаре-совещании «Правоприменительная практика соблюдения требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых», утвержденных приказом Ростехнадзора от 11 декабря 2013 г.».

Надзор за металлургическими и коксохимическими объектами

В Государственном реестре опасных производственных объектов на 30 сентября 2019" г. зарегистрировано 1748 опасных производственных объектов металлургической и коксохимической промышленности, эксплуатацию которых осуществляют 912 поднадзорных организаций. К I классу опасности относятся 27 объектов, ко II классу опасности – 323.

К числу основных технических устройств, эксплуатируемых на объектах металлургического производства, относятся: доменные печи для производства чугуна – 23 (в 2018 г. – 40), электродуговые печи для производства стали – 560 (в 2018 г. – 645), прокатные станы – 232 (в 2018 г. – 244).

За 9 месяцев 2019 года на поднадзорных объектах металлургической и коксохимической промышленности произошло 2 аварии. За аналогичный период 2018 года – 1 авария.

За отчетный период произошло 8 несчастных случаев со смертельным исходом, в 2018 году – 10 смертельных случаев. Все зарегистрированные случаи смертельного травматизма произошли на объектах II и III класса опасности.

В течении 9 месяцев 2019 года на объектах металлургической и коксохимической промышленности Ростехнадзором проведено 1009 проверок, из них плановых – 224, внеплановых – 378, проведенных в режиме постоянного государственного надзора – 407.

В ходе проверок выявлено 4971 правонарушение. По результатам проверок наложено 623 административных наказания, административное приостановление деятельности применялось 12 раз, временный запрет деятельности применялся 2 раза.

На нарушителей обязательных требований промышленной безопасности наложено 534 административных штрафа. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 41629 тыс. рублей.

Основные нарушения законодательных и нормативных правовых актов в области промышленной безопасности, ставшие причиной аварий и случаев смертельного травматизма на объектах металлургических производств, связаны с формальным подходом руководителей эксплуатирующих организаций к вопросам функционирования систем управления промышленной безопасностью и производственного контроля.

По результатам проверок поднадзорных опасных производственных объектов выявлены типовые нарушения обязательных требований промышленной безопасности:

Приведенные данные свидетельствуют о том, что при проведении проверок металлургических объектов инспекторским составом в достаточной мере используются полномочия, определенные КоАП.

На части металлургических объектов эксплуатируется морально и физически устаревшее оборудование и для этих предприятий эффективные системы безопасности труда являются профилактическими мерами по предотвращению аварий.

В соответствии с требованиями федерального законодательства, организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II класса опасности, обязаны создавать системы управления промышленной безопасностью и обеспечивать их функционирование. Это значит, что предприятия самостоятельно должны определять, ранжировать и управлять своими рисками.

Наибольшее количество обращений в Ростехнадзор юридических лиц рассмотрено по информационным системам общего пользования:

В настоящее время разрабатываются нормативные документы по формированию изменений в Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности при получении, транспортировании, использовании расплавов черных и цветных металлов и сплавов на основе этих расплавов» и по разработке проекта Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Обеспечение промышленной безопасности при организации работ повышенной опасности на опасных производственных объектах горно-металлургической промышленности».

Надзор за обращением взрывчатых материалов промышленного назначения

За 9" месяцев 2019 года на объектах обращения взрывчатых материалов промышленного назначения Ростехнадзором проведено 1025 проверок соблюдения обязательных требований (238 плановых, 200 внеплановых, проведенных в режиме постоянного надзора – 587).

В ходе проведенных проверок выявлено 2152 нарушения, наложено 359 административных наказаний. Административное приостановление деятельности применялось в 6 случаях, временный запрет деятельности – в 5 случаях.

На нарушителей обязательных требований наложено 330 административных штрафов, общая сумма которых составила 25790 тыс. рублей.

Территориальными органами выдано 11 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.

За отчетный период не допущено аварий, произошел 1 несчастный случай со смертельным исходом (4 аварии и 3 смертельных случая в 2018 году).

За 9 месяцев 2019 года было допущено 4 утраты взрывчатых материалов, тогда как за 9 месяцев 2018 года было выявлено 9 утрат взрывчатых материалов (в том числе 6 хищений).

По результатам проверок поднадзорных организаций за 9 месяцев 2019 года типовыми нарушениями обязательных требований промышленной безопасности явились:

По результатам расследования всех аварий, несчастных случаев и утрат взрывчатых материалов, выявляется снижение уровня квалификации руководителей взрывных работ, отсутствие контроля за действиями взрывников, нарушения требований промышленной безопасности как непосредственно самими руководителями взрывных работ, так и выдача ими поручений, нарушающих установленные требования безопасности.

Инспекторским составом Ростехнадзора при проведении контрольно-надзорных мероприятий неоднократно выявлялись нарушения установленного порядка выдачи и возврата взрывчатых материалов при проведении контрольно-надзорных мероприятий.

В связи с изложенным, с целью повышения квалификации руководителей и исполнителей взрывных работ, представляется целесообразным внести в Федеральные нормы и правила изменения, ужесточающие требования к образованию и квалификации руководителей взрывных работ.

В 3 квартале 2019 г. был проведен обучающий семинар в формате «круглого стола» в рамках восемнадцатой ежегодной Международной научно-практической конференции по горному и взрывному делу. Программа конференции предусматривала обсуждение основных проблем горного и взрывного дела, а также актуальные вопросы производства и применения промышленных взрывчатых материалов различного назначения. Особое внимание было уделено проблемам повышения промышленной безопасности при взрывных работах, возможности использования методов дистанционного контроля при обращении с взрывчатыми материалами промышленного назначения.

Маркшейдерский контроль и надзор за безопасным недропользованием

В рамках осуществления полномочий по маркшейдерскому контролю и надзору за безопасным недропользованием Ростехнадзором за 9 месяцев 2019 года проведено 516 проверок, в ходе которых было выявлено 1831 правонарушение установленных требований. По результатам проверок наложено 270 административных наказаний.

Общая сумма наложенных административных штрафов составила 14700 тыс. рублей.

К характерным нарушениям требований в области безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, и маркшейдерского обеспечения горных работ следует отнести:

Анализ правоприменительной практики по вопросам государственного горного надзора показал, что контрольными функциями в области государственного горного надзора дополнительно наделены Роснедра (согласование проектной документации, выдача разрешений на застройку площадей залегания полезных ископаемых и др.), Росприроднадзор (контроль и надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр), а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В целях исключения дублирования функций в области недропользования целесообразно основные контрольные функции в области государственного горного надзора закрепить за Ростехнадзором.

На данный момент утверждены и находятся на государственной регистрации в Минюсте России:

Административный регламент Ростехнадзора по предоставлению государственной услуги по согласованию планов и схем развития горных работ;

Административный регламент по предоставлению государственной услуги по оформлению документов, удостоверяющих уточнённые границы горного отвода.

Федеральный государственный надзор за объектами химического комплекса и объектами транспортирования опасных веществ

За период 9 месяцев 2019 г. количество поднадзорных организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты составило: химического комплекса – 3554, транспортирования опасных веществ – 2645.

За период 9 месяцев 2019 г. на опасных производственных объектах химического комплекса зафиксировано 2 аварии и 1 групповой несчастный случай со смертельным исходом (3 человека). На опасных производственных объектах транспортирования опасных веществ аварий и несчастных случаев со смертельным исходом не зарегистрировано.

Авария с групповым несчастным случаем (3 работника предприятия смертельно травмированы) произошла 6 мая 2019 г. на опасном производственном объекте «Площадка производства аммиака» (агрегат аммиака № 1) II класса опасности, эксплуатируемым АО «Объединенная химическая компания «УРАЛХИМ» (г. Березняки, Пермский край, Западно-Уральское управление Ростехнадзора).

Вторая авария произошла 10 июня 2019 г. на опасном производственном объекте «Цех по производству шпаклевок, лаков и красок» III класса опасности, эксплуатируемым ООО «Балтик Коатингс» (г. Советск, Калининградская область, Северо-Западное управление Ростехнадзора).

За период 9 месяцев 2019 г. территориальными управлениями Ростехнадзора проведено общее количество проверок в отношении организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты химического комплекса – 2540 и транспортирования опасных веществ – 577.

В ходе проверок было выявлено: общее количество правонарушений на опасных производственных объектах химического комплекса – 10115 и транспортирования опасных веществ – 1964. Из них нарушений обязательных требований законодательства: на опасных производственных объектах химического комплекса – 8154; транспортирования опасных веществ – 1780; невыполнение предписаний органов государственного контроля (надзора) на опасных производственных объектах химического комплекса – 1961 и транспортирования опасных веществ – 184; количество устраненных правонарушений на опасных производственных объектах химического комплекса – 4613 и транспортирования опасных веществ – 784.

Характерными типовыми нарушениями требований промышленной безопасности за отчетный период явились:

По результатам проверок, проведенных территориальными управлениями Ростехнадзора за 9 месяцев 2019 г., наложено общее количество административных наказаний в отношении организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты химического комплекса – 1103 и транспортирования опасных веществ – 256, в том числе применено административное приостановление деятельности в отношении организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты химического комплекса – 20 и транспортирования опасных веществ – 3, применена дисквалификация в отношении должностных лиц организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты химического комплекса – 3, применено предупреждение в отношении организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты химического комплекса – 129 и транспортирования опасных веществ – 57.

В рамках профилактических мероприятий было направлено предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований в области промышленной безопасности в адрес организаций, эксплуатирующих объекты химического комплекса – 105 и транспортирования опасных веществ – 43.

Профилактическая деятельность осуществляется в соответствии с План-графиком профилактических мероприятий на 2019 год, разработанным и согласованным с курирующим заместителем руководителя Ростехнадзора в целях реализации Подпрограммы в составе Программы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по профилактике рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям на 2018-2020 годы.

В период с 30 августа по 26 сентября 2019 г. центральным аппаратом совместно со специалистами Средне-Поволжского управления Ростехнадзора (из подразделений по г. Саратов, г. Самара, г. Балаково) проведена плановая выездная проверка Балаковского филиала АО «Апатит».

В ходе проверки 24 сентября 2019 г. опасных производственных объектов АО «Апатит» проведено учебно-тренировочное занятие согласно плану мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварии, а также проведен семинар-совещание с работниками Средне-Поволжского управления Ростехнадзора и проверяемой организацией, на котором рассматривались вопросы, касающиеся результатов проведенного учебно-тренировочного занятия и нарушений, выявленных в ходе проверки объекта, обязательности исполнения нормативных требований и законодательства о промышленной безопасности, обсуждены проблемные вопросы и даны разъяснения участникам семинара-совещания (в семинаре-совещании приняло участие 16 человек).

Центральным аппаратом осуществлялись профилактические мероприятия, в том числе была проведена разъяснительная работа с поднадзорными организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты химического комплекса и транспортирования опасных веществ, по вопросам реализации положений федеральных норм и правил в области промышленной безопасности и руководств по безопасности. Тематика обращений касалась вопросов:

Во исполнение приказа Ростехнадзора от 23 апреля 2015 г. № 169 «О предоставлении информации в Информационный бюллетень Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» в журнал «Безопасность труда в промышленности» направлены текстовые информационные материалы (с фотографиями) по зарегистрированным учетным событиям в 2018 г.

Федеральный государственный надзор за объектами предприятий оборонно-промышленного комплекса

Надзор за объектами предприятий оборонно-промышленного комплекса (далее – ОПК), на которых обращаются химически опасные вещества, в том числе взрывчатые вещества и изделия их содержащие, осуществляется в отношении 435 объектов, в том числе: объекты I класса опасности – 45; объекты II класса опасности – 50; объекты, отнесенные к III классу опасности – 340.

Ростехнадзором в отношении организаций отрасли спецхимии и пороховых производств осуществляются усиленные меры профилактического и контрольно-надзорного характера, при этом территориальным органам Ростехнадзора предписано в случаях выявления нарушений требований промышленной безопасности применять жесткие административные меры, вплоть до приостановления деятельности, в случаях выявления грубых нарушений или при неоднократных нарушениях с угрозами аварийности и травмирования персонала направлять в суды материалы для дисквалификации должностных лиц предприятий, ответственных за эксплуатацию объектов.

За 9 месяцев 2019 г. в отношении объектов ОПК территориальными управлениями Ростехнадзора проведена 721 проверка, из них плановых 27, внеплановых 204, в рамках постоянного государственного надзора 490. Значительное число проверок связано с исполнением поручения Правительства Российской Федерации от 11 мая 2017 г. № РД-П7-303с «Об ужесточении контроля за предприятиями спецхимии», и с реальным состоянием производственных мощностей и объектов инфраструктурного обеспечения.

При общем количестве проверок в рамках постоянного государственного надзора 490, выявлено 418 нарушений, наложены административные наказания в 47 случаях.

В течение 9 месяцев 2019 г. на объектах предприятий ОПК произошло 3 аварии и 2 инцидента, травмировано 54 работника.

4 апреля и 1 июня произошли 2 аварии на объекте I класса опасности АО «ГосНИИ «Кристалл» (г. Дзержинск, Нижегородская область); 12 июня авария на объекте I класса опасности Федерального казенного предприятия (далее – ФКП) «Алексинский химический комбинат» (г. Алексин, Тульская область); 10 июня инцидент на объекте ФКП «Казанский государственный казенный пороховой завод» (г. Казань).

В рамках проведения расследования аварий на объекте «Площадка производства ВМ» АО «ГосНИИ «Кристалл» (г. Дзержинск, Нижегородская область) центральным аппаратом Ростехнадзора оказывалась методическая помощь членам комиссий Волжско-Окского управления Ростехнадзора, в том числе с целью определения причин и выработке мер профилактики по недопущению подобных аварий и несчастных случаев.

31 июля 2019 г. на объекте ФКП «Пермский пороховой завод» (г. Пермь) во время работы со специзделиями в результате несанкционированного срабатывания одного из них произошел групповой несчастный случай, пострадало 5 работников предприятия, один из которых от полученных ожогов скончался в больнице.

При проверках и расследованиях технических причин аварий фиксируются характерные для предприятий ОПК нарушения, такие как:

Анализ материалов расследования технических причин аварий и несчастных случаев, произошедших на объектах ОПК, показывает, что основными причинами аварийности и травматизма являются недостатки в работе производственного контроля при эксплуатации опасных производственных объектов, несоблюдение требований по безопасности, указанных в производственной документации (проектная документация, технологические регламенты и схемы, производственные инструкции, нормы безопасности) как со стороны руководящего состава предприятий, так и должностных лиц, ответственных за осуществление производственного контроля и безопасное ведение работ.

В период с 22 мая по 11 июня 2019 г. центральным аппаратом Ростехнадзора совместно с представителями Западно-Уральского управления Ростехнадзора проведена плановая проверка в отношении объекта спецхимии I класса опасности, эксплуатируемого АО «Салаватский химический завод» (г. Салават, Республика Башкортостан). Предприятие входит в сферу деятельности Государственной корпорации «Роскосмос», является единственным производителем высокотоксичного компонента жидкого ракетного топлива (гептил).

В ходе проверки выявлены и зафиксированы 88 нарушений обязательных требований промышленной безопасности. К административной ответственности в виде штрафов привлечено юридическое лицо и 7 должностных лиц организации на общую сумму 340 тыс. рублей.

Надзор за устранением выявленных нарушений осуществляется, в том числе в режиме постоянного государственного надзора Западно-Уральским управлением Ростехнадзора при контроле центрального аппарата Ростехнадзора.

В рамках мероприятий по организации исполнения распоряжения Правительства Российской Федерации от 14 августа 2019 г. № ДК-П7-6928, связанного с проведением внеплановых проверок опасных производственных объектов предприятий пороховых производств и спецхимии, в сентябре 2019 года проведены совещания с территориальными управлениями Ростехнадзора (Приокское, Средне-Поволжское, Дальневосточное, Центральное), участвующими в проверочных мероприятиях 2019 года. В ходе совещаний рассматривались вопросы осуществления постоянного государственного надзора на предприятиях ОПК и реализации мер профилактического характера. Также в рамках указанных мероприятий с представителями предприятий ОПК проведено совещание при участии заместителя руководителя Ростехнадзора В.В. Козивкина.

В период с 23 по 26 июля 2019 г. центральным аппаратом Ростехнадзора проведена внеплановая тематическая проверка деятельности Волжско-Окского управления Ростехнадзора по вопросам состояния работы в сфере организационно-управленческой деятельности и профилактики нарушений обязательных требований при организации и осуществлении постоянного государственного надзора за соблюдением требований безопасности в отношении объектов предприятий ОПК, непосредственно связанных с событиями аварийного характера на АО «ГосНИИ «Кристалл». Рассмотрены вопросы организации и осуществления постоянного государственного надзора в Волжско-Окском управлении Ростехнадзора, а также вопросы проведения профилактических мероприятий.

В рамках работы Совета по технической химии и новым материалам коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации 27 сентября 2019 г. центральным аппаратом Ростехнадзора проведено выездное заседание на базе АО «ГосНИИ «Кристалл» по вопросам профилактики и обеспечения промышленной безопасности при осуществлении производственной деятельности, связанной с исполнение государственного оборонного заказа.

В ходе проводимых Ростехнадзором проверок фиксируется снижение уровня квалификации, опыта и профессиональной подготовки персонала, обслуживающего сооружения, технические устройства и ведущего работы, а также технических руководителей организаций.

Отмечается, что на ряде проверенных объектов предприятий ОПК инфраструктура производственного цикла и инженерно-техническая инфраструктура перегружены утратившими производственную необходимость и имеющие значительный износ основными фондами, которые являются дополнительными факторами возникновения аварийных ситуаций с тяжелыми последствиями.

Увеличение объемов выпуска оборонной продукции влечет за собой увеличения рисков, связанных с безопасной эксплуатацией изношенного оборудования, зданий и сооружений, включая недостаток квалифицированных кадров и вовлечение в активный производственный цикл приостановленных (в части эксплуатации) и законсервированных производственных мощностей, не всегда находящихся в надлежащем техническом состоянии.

Общими проблемами обеспечения промышленной безопасности для объектов является продолжающийся процесс старения основных фондов, технологий и технических устройств, низкие темпы проведения технического перевооружения предприятий, замены устаревших производств на современные технологии, отвечающие требованиям и нормам промышленной безопасности.

В целях обеспечения должного уровня промышленной безопасности поднадзорных объектов и повышения эффективности надзора и контроля на объектах приоритетными являются следующие меры:

В рамках исполнения решений Коллегии Ростехнадзора от 19 декабря 2018 г., в связи с резонансной аварией, произошедшей на ФПК «Завод имени Я.М. Свердлова» при осуществлении утилизации противопехотных мин, подготовлен и направлен в Правовое управление Ростехнадзора для правовой оценки проект федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие требования безопасности к процессам утилизации боеприпасов в промышленных условиях».

Профилактическая деятельность центрального аппарата Ростехнадзора осуществляется в соответствии с План-графиком профилактических мероприятий на 2019 год, разработанным и согласованным с курирующим заместителем руководителя Ростехнадзора в целях реализации Подпрограммы в составе Программы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по профилактике рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям на 2018-2020 годы.

В рамках рассмотрения обращений граждан и юридических лиц по тематике надзора проводилась разъяснительная работа. Основная тематика обращений в надзоре за предприятиями ОПК затрагивала вопросы обеспечения единства измерений за период с 2018 года в рамках осуществления контрольно-надзорных мероприятий; нормативных требований при проведении экспертизы промышленной безопасности на техническое перевооружение; эксплуатации поднадзорных объектов; отнесения объектов организации к объектам спецхимии; хищения и незаконного оборота промышленных взрывчатых веществ организациями, реализующих продукцию, в которой используются взрывчатые вещества Минобороны России, утилизирующиеся на территории федеральных казенных предприятий; идентификации, изменения наименования опасного производственного объекта на иное, а также применения технических устройств на опасных производственных объектах;

Во исполнение приказа Ростехнадзора от 23 апреля 2015 г. № 169 «О предоставлении информации в Информационный бюллетень Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору», в журнал «Безопасность труда в промышленности» направлены текстовые информационные материалы (с фотографиями) по зарегистрированным учетным событиям в 2018 г.

Федеральный государственный надзор на взрывопожароопасных объектах хранения и переработки растительного сырья

Количество поднадзорных организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов хранения и переработки растительного сырья по итогам работы за 9 месяцев 2019 г. составило 3631.

За 9 месяцев 2019 г. на объектах хранения и переработки растительного сырья зарегистрировано 2 аварии и 1 несчастный случай со смертельным исходом. Общий экономический ущерб от аварий составил 373689,61 рублей.

Анализ технического расследования произошедших событий показал, что характерными организационно-техническими причинами явилось:

В течение 9 месяцев 2019 г. информация об административном и (или) судебном оспаривании действий Ростехнадзора (его должностных лиц), в части, касательно выполненных контрольно-проверочных мероприятий, в Управление общепромышленного надзора Ростехнадзора не поступала.

За 9 месяцев 2019 г. территориальными управлениями Ростехнадзора проведено 625 проверок, было выявлено 4202 правонарушения, в том числе выявлено 3830 нарушений обязательных требований законодательства и 372 нарушения, в части невыполнения предписаний органов государственного контроля, выданных по результатам ранее проведенных проверок.

По результатам проведенных проверок территориальными управлениями Ростехнадзора за 9 месяцев 2019 г. было наложено 596 административных наказаний в т.ч. 42 административных приостановления деятельности и 145 предупреждений. Общая сумма взысканных административных штрафов составила 18682 тыс. руб.

В течение 9 месяцев 2019 г. центральным аппаратом Ростехнадзора был завершен в полном объеме контроль исполнения пунктов, выданных предписаний в отношении ЗАО «Чусовская мельница» (Пермский край, Западно-Уральское управление Ростехнадзора – 73 пункта нарушений) и ООО «Ростовский комбинат хлебопродуктов» (г. Ростов-на-Дону, Северо-Кавказское управление Ростехнадзора – 53 пункта нарушений).

При этом основными выявленными нарушениями явились:

За 9 месяцев 2019 г. территориальными управлениями Ростехнадзора было зарегистрировано 5 инцидентов, причинами которых явились как отказы или повреждения технических устройств, так и отклонения от режима технологического процесса. Так, в цехе по производству комбикормов, расположенном на территории комплекса по производству яиц и кормов ООО «Чебаркульская птица» (Уральское управление Ростехнадзора), произошло воспламенение пылевоздушной смеси в сырьевом наддозаторном бункере; в цехе по производству премиксов и концентратов ООО «Трау Нутришен Воронеж» (Воронежская обл., Верхне-Донское управление Ростехнадзора) зафиксирован инцидент, связанный с воспламенением пылевоздушной смеси (хлопок) без разрушения оборудования, повлекший тяжелый несчастный случай (аппаратчик получил термический ожог).

Территориальные управления Ростехнадзора в процессе проведения надзорной деятельности осуществляют проверки правильности проведения расследований инцидентов, достаточности мер, принимаемых по результатам таких расследований, а также контролируют выполнение в установленные сроки профилактических мероприятий.

В целях обучения должностных лиц органов надзора эффективным методам правоприменительной практики в территориальные управления Ростехнадзора, а также в Службу по экологическому и технологическому надзору Республики Крым (Крымтехнадзор) и Управление по промышленной безопасности, электроэнергетике и безопасности гидротехнических сооружений города Севастополя (Севтехнадзор) направлено информационно-разъяснительное письмо по вопросам проведения процедур идентификации зерновых складов (зерноскладов) в качестве опасных производственных объектов «элеватор» с присвоением соответствующего класса опасности.

Профилактическая деятельность центрального аппарата Ростехнадзора осуществлялась в соответствии с План-графиком профилактических мероприятий на 2019 год, разработанным и согласованным с курирующим заместителем руководителя Ростехнадзора в целях реализации Подпрограммы в составе Программы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по профилактике рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям на 2018-2020 годы.

С целью разъяснения законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкования норм, терминов и понятий, проводилась разъяснительная работа по поступившим обращениям граждан и юридических лиц. Основная тематика обращений, в части надзора за взрывопожароопасными объектами хранения и переработки растительного сырья касалась вопросов: отнесения мобильных комбикормовых заводов к опасным производственным объектам; проведения сварки норийных труб; идентификации поднадзорных объектов и определения вида работ на поднадзорных объектах хранения и переработки растительного сырья; расчетов и применения легкосбрасываемых конструкций; эксплуатации модульных зерносушилок, а также хранения семян подсолнечника и отнесения транспортного средства (мобильного завода) к опасному производственному объекту.

Во исполнение приказа Ростехнадзора от 23 апреля 2015 г. № 169 «О предоставлении информации в Информационный бюллетень Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору», в журнал «Безопасность труда в промышленности» направлены текстовые информационные материалы (с фотографиями) по зарегистрированным учетным событиям в 2018 г.

Федеральный государственный надзор за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения и оборудование, работающее под избыточным давлением, а также государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза: «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011); «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011); «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» (ТР ТС 032/2013); за опасными объектами, на которых используются лифты, подъемные платформы для инвалидов.

Данный вид контрольно-надзорной деятельности осуществляется на основе следующих нормативных правовых актов:

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99"-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора (контроля) и муниципального контроля»;

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»;

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденные приказом Ростехнадзора от 25 марта 2014" г. № 116 (далее – ФНП ОРПД);

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденные приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 г. № 533 (далее – ФНП по ПС);

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасной эксплуатации грузовых подвесных канатных дорог», утвержденные приказом Ростехнадзора от 22 ноября 2013 г. № 563;

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности эскалаторов в метрополитенах», утвержденные приказом Ростехнадзора от 13 января 2014" г. № 9;

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности пассажирских канатных дорог и фуникулеров», утвержденные приказом Ростехнадзора от 6 февраля 2014 г. № 42;

«Правила организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. № 743;

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Основные требования к проведению неразрушающего контроля технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах», утвержденные приказом Ростехнадзора от 21 ноября 2016 г. № 490.

К типовым нарушениям, выявляемым при осуществлении контрольной надзорной деятельности, относятся:

В целях недопущения и профилактики нарушений обязательных требований ведется разъяснительная работа и оказывается методологическая помощь территориальным органам Ростехнадзора при осуществлении контрольно-надзорной деятельности.

В рамках контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, Ростехнадзором проведены плановые выездные проверки в отношении МБУ ФКиС «Центр зимних видов спорта» и АО «Горнолыжный комплекс «Манжерок», эксплуатирующих канатные дороги.

По результатам указанных проверок привлечены к ответственности юридические лица по ч.1 ст.9.1 КоАП Российской Федерации.

В рамках обеспечения государственного контроля и надзора за обеспечение требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» ТР ТС 032/2013 9 Управлением Ростехнадзора в III квартале 2019 г. в адрес территориальных органов Ростехнадзора направлено:

4 информационных письма по вопросам соответствия оборудования, работающего под избыточным давлением производства ООО «Гюнтнер ИЖ», ООО «Медведь», ООО «НПК Ника», ООО «СпецТехноГазУрал»;

3 письма в органы по сертификации с запросами о предоставлении материалов по выданным (оформленным) сертификатам соответствия в отношении оборудования, работающего под избыточным давлением.

На официальном сайте Ростехнадзора по адресу: http://www.gosnadzor.ru/ndustrial/equipment/faq размещаются ответы на часто задаваемые вопросы, связанные с соблюдением обязательных требований при эксплуатации оборудования, работающего под избыточным давлением и подъёмных сооружений.

Также на сайте Ростехнадзора размещается и постоянно актуализируется информация (с ежемесячным обновлением) о выданных (присвоенных) шифрах клейм организациям для клеймения баллонов по результатам технического освидетельствования и перечень уполномоченных специализированных организаций для проведения технических освидетельствований оборудования, работающего под избыточным давлением.

В рамках международного сотрудничества с 23 по 26 сентября 2019 г. делегация Ростехнадзора приняла участие в совещании в Республике Казахстан по вопросам государственного строительного надзора и совершенствования методов работы при осуществлении государственного надзора в области промышленной безопасности и за опасными объектами (лифтами, подъемными платформами для инвалидов и эскалаторами).

Государственный надзор в угольной промышленности

Статистические показатели правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности территориальных управлений Ростехнадзора за 9 месяцев 2019 г.:

№ п/п Показатели надзорной и контрольной деятельности 2018 г. 2018 г. 9 мес. 2019 г. 9 мес.
1. Число поднадзорных организаций (юридических лиц) 254 254 274
2. Число поднадзорных объектов 460 483 471
3. Количество инспекторов (фактически) чел. 147 132 130
4. Число проведённых обследований, в том числе: 7484 5629 5697
4.1. в порядке осуществления режима постоянного государственного контроля (надзора) 6694 5066 5109
5. Число выявленных нарушений 54052 40676 41110
6. Назначено административных наказаний, всего: 8399 6157 6544
6.1. административное приостановление деятельности, в том числе: 683 508 530
6.1.1 временный запрет деятельности 658 519 526
6.1.2. административный штраф 7676 5622 5991
7. Общая сумма взысканных штрафов, тыс. руб. 293632 209864 213879

За 9 месяцев в 2019 года инспекторским составом горного надзора на опасных производственных объектах угольной промышленности проведено 5697 проверок, в том числе 99 плановых проверок, 489 внеплановых проверок и 5109 проверок, проведенных в порядке осуществления режима постоянного государственного контроля (надзора). По итогам проверок было выявлено 41110 нарушений. Из них: 40929 нарушений обязательных требований законодательства; 150 невыполнений предписаний органов государственного контроля (надзора).

По результатам проверок за 9 месяцев в 2019 году наложено 6544 административных наказания, в том числе 2 дисквалификации. Административные приостановки деятельности применялись 530 раз. Наложено 5991 административных штрафов (на физических лиц наложено 46 штрафов, на должностных лиц – 5656, на юридических лиц – 302).

Общая сумма штрафов составила 213879 тыс. рублей. В том числе 129,5 тыс. рублей штрафов наложено на граждан, 138021 тыс. рублей – на должностных лиц и 75770 тыс. рублей – на юридических лиц. Общая сумма уплаченных административных штрафов составила 156740 тыс. рублей.

Типовые нарушения требований промышленной безопасности

Часто встречающимися нарушениями за 9 месяцев 2019 г. по результатам проверок явились:

Профилактические мероприятия и их результативность

Ростехнадзор осуществлял профилактические мероприятия, в том числе проводил разъяснительные работы с поднадзорными организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты угольной промышленности, по вопросам реализации положений федеральных норм и правил в области промышленной безопасности и руководств по безопасности. Тематика обращений касалась вопросов:

За 9 месяцев 2019 г. специалисты Ростехнадзора приняли участие в совещаниях (семинарах) и в других мероприятиях, на которых обсуждались вопросы правоприменительной практики Ростехнадзора:

6-9 февраля 2019 г. – съезд руководителей угледобывающих предприятий Российской Федерации (г. Новокузнецк, ФГКУ «Национальный горноспасательный центр»);

12 февраля 2019 г. – совещание Минтруда России по вопросу обеспечения повышения промышленной безопасности и охраны труда на предприятиях угольной промышленности;

17-23 февраля 2019 г. – участие в проверке деятельности ООО «Шахта «Листвяжная» (Кемеровская область, г. Белово, пгт. Грамотеино);

18-20 марта 2019 г. – совещание Рабочей группы по промышленной безопасности в Кузбассе (г. Новокузнецк, г. Междуреченск Кемеровской области);

21-23 марта 2019 г. – «Круглый стол» на тему: «Законодательное обеспечение развития угольной отрасли» (г. Кемерово, с. Берёзово);

27-28 марта 2019 г. – рабочая встреча с представителями Государственной инспекции по экологической и технической безопасности при Правительстве Киргизской Республики с целью обмена опытом в области промышленной безопасности (г. Москва, центральный аппарат Ростехнадзора);

11 апреля 2019 г. – заседание Рабочей группы по подготовки комплекса мер, направленных на повышение безопасности и улучшение условий труда в угольной промышленности (г. Москва, ул. Щепкина, д. 42);

15-26 апреля 2019 г. – плановая выездная проверка организации ПАО «Распадская» (г. Междуреченск, Кемеровская область);

23 апреля 2019 г. – семинар «Практические вопросы составления планов развития горных работ и оформления горноотводной документации в соответствии с приказом Ростехнадзора от 29 сентября 2017 г. № 401 и от 1 ноября 2017 г. № 461» (г. Москва);

17 мая 2019 г. – совещание по вопросу актуализации Программы в части безопасности и охраны труда в угольной промышленности, развития трудовых отношений, корпоративной социальной ответственности угольных компаний и по совершенствованию системы подготовки кадров для угольной промышленности (г. Москва, Минэнерго России);

22 мая 2019 г. – совещание по вопросу сертификации шахтных изолирующих самоспасателей (г. Москва, Минтруд России);

23-24 мая 2019 г. – семинар по вопросу: «Правовое сопровождение деятельности Ростехнадзора. Актуальные проблемы и пути их решения» (г. Симферополь, г. Севастополь);

7 июня 2019 г. – совещание Минэнерго России по вопросу об аттестации профессиональных аварийно-спасательных служб ФГУП «ГТ «Арктикуголь» на право ведения горноспасательных работ (г. Москва, ул. Щепкина, д. 42);

17-21 июня 2019 г. – плановая выездная проверка АО «Распадская-Коксовая» (г. Междуреченск, Кемеровская область);

8 июля 2019 г. – совещание Минэнерго по вопросу поступившей информации от федеральных органов исполнительной власти по актуализации программы, в первую очередь, по включению мероприятий соответствующих государственных программ Российской Федерации и стратегических документов федеральных органов исполнительной власти;

16 июля 2019 г. – совещание секции № 5 НТС Ростехнадзора подсекции «Угольная промышленность» по вопросу совершенствования нормативной базы в области дегазации угольных пластов и проветривания действующих шахт на основе определения природной газоносности угольных пластов в соответствии с Руководством по безопасности, утверждённым приказом Ростехнадзора от 9 августа 2016 г. № 333;

26 июль 2019 г. – вебинар с территориальными органами Ростехнадзора «Результаты контрольно-надзорной деятельности на ОПО угольной промышленности за первое полугодие 2019 года»;

29-31 июля 2019 г. внеплановая выездная проверка ФГУП «ГТ «Арктикуголь» (г. Осло, г. Лонгйир, архипелаг Шпицберген, Королевство Норвегия);

13-21 августа 2019 г. – плановая выездная проверка АО «ГОК «Денисовский» (г. Нерюнгри, Республика Саха (Якутия);

29 августа 2019 г. – совещание по урегулированию разногласий по проекту распоряжения Правительства Российской Федерации о внесении изменений в план мероприятий «Трансформация делового климата» (Минэкономразвития России);

12 сентября 2019 г. – совещание Минэнерго России по согласованию Программы по обеспечению дальнейшего улучшения условий труда, повышения безопасности ведения горных работ, снижения аварийности и травматизма в угольной промышленности, поддержания боеготовности военизированных горноспасательных, аварийно-спасательных частей на 2020-2022 годы;

8-10 октября 2019 г. – плановая выездная проверка ООО «УК «Межегейуголь» (г. Кызыл, Республика Тыва).

В соответствии с утверждённым планом-графиком Забайкальским управлением Ростехнадзора в апреле 2019 года в г. Чита проведено профилактическое мероприятие – обсуждение результатов правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности на поднадзорных объектах горнодобывающей промышленности Забайкальского края за 2018 год. В мероприятии принимали участие представители всех угольных предприятий Забайкальского края.

В течение 9 месяцев 2019 года в Сибирском управлении Ростехнадзора проводились семинары (техническая учёба) с инспекторским составом, на которых рассматривались вопросы промышленной безопасности при проведении открытых горных работ, обогащении и переработке угля. В работе семинаров принимали участие специалисты правового отдела Управления. При этом раскрывались правовые вопросы при осуществлении контрольно-надзорной деятельности, изменения в КоАП РФ и в федеральных законах.

В Сибирском управление Ростехнадзора проводились семинары (советы и совещания), в том числе:

15 февраля 2019" г. – Научно-технический совет, в котором приняли участие представители угольной компании АО ХК «СДС-Уголь», АО «Черниговец» и научные организации Кузбасса;

20 февраля 2019 г. – Сибирское управление Ростехнадзора совместно с администрацией Кемеровской области на базе филиала «Кедровский угольный разрез» АО «УК «Кузбассразрезуголь» провело расширенное выездное совещание на тему «Состояние промышленной безопасности на угольных предприятиях Кемеровской области» с демонстрацией промышленных массовых взрывов на угольном разрезе;

20-21 марта 2019 г. – обучающий правовой семинар-совещание с участием заместителей руководителя, начальников структурных подразделений, должностных лиц, осуществляющих контрольно-надзорные функции на территории Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской областей и Алтайского края;

28 марта 2019 г. – публичное обсуждение результатов правоприменительной практики за 2018 г.;

21 июня 2019 г. – техническое совещание на тему: «Пути повышения надёжности электроснабжения при работе вентиляторов главного проветривания горных предприятий»;

27 июня 2019 г. – публичное обсуждение результатов правоприменительной практики за I квартал 2019 г.;

28 июня 2019 г. – руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору А.В. Алёшин посетил с рабочим визитом г. Кемерово. Проведено совещание с коллективами Сибирского управления Ростехнадзора и Акционерного общества «Научный центр ВостНИИ по промышленной и экологической безопасности в горной отрасли» о взаимодействии.

В Воркутинском территориальном отделе Печорского управления Ростехнадзора проведены занятия технической учёбы с инспекторским составом с составлением протоколов по следующим темам:

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

Положение о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2012 г. № 1170;

Положение о надзорной и контрольной деятельности в системе Госгортехнадзора России, утверждённое приказом Госгортехнадзора России от 26 апреля 2000 г. № 50;

Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 012/2011 «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах», утверждённый Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 825;

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

положение ч. 5 ст. 32.2. КоАП РФ.

В целях обмена опытом, анализа типовых нарушений и алгоритмов действий в рамках утверждённого графика ежемесячных обучающих семинаров Енисейским управлением Ростехнадзора в течение отчётного периода 2019" года проводились заслушивания инспекторского состава, осуществляющего постоянный государственный надзор на опасных производственных объектах, в том числе по надзору в угольной промышленности.

В Дальневосточном управлении Ростехнадзора в отчётном периоде с государственными инспекторами проводились различные мероприятия по правоприменительной практике реализации КоАП РФ, по обеспечению требований законодательства на всех стадиях производства по делам об административных правонарушениях, а также по использованию предоставленных прав и полномочий при привлечении работников поднадзорных организаций и юридических лиц к административной ответственности.

С целью выявления и недопущения в дальнейшем нарушений законодательства при осуществлении правоприменительной практики проводился анализ практической реализации КоАП РФ. В отделах с государственными инспекторами ежемесячно проводилась техническая учёба по вопросам правоприменительной практики реализации КоАП РФ. В ходе учёбы обращалось внимание инспекторского состава на правильную квалификацию субъекта правонарушения, процедуру оформления протоколов и постановлений (в т. ч. полноты, сроков уведомления и т.д.), соблюдение пределов санкций по различным статьям КоАП РФ, порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях по различным критериям и статьям, контроль за исполнением в установленные сроки постановлений о наложении административных наказаний и другие вопросы.

Федеральный государственный надзор на объектах нефтегазодобывающей промышленности

Федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности осуществляется в отношении 81106 опасных производственных объектов нефтегазового комплекса, из них:

7554 опасных производственных объекта нефтегазодобычи;

4138 опасных производственных объектов магистрального трубопроводного транспорта;

4666 опасных производственных объектов нефтехимических, нефтегазоперерабатывающих, производств и объектов нефтепродуктообеспечения;

64748 опасных производственных объектов газораспределения и газопотребления.

За 9 месяцев 2019 г. на объектах нефтегазового комплекса произошло 37 аварий и 12 случаев смертельного травматизма. В сравнение с аналогичным периодом 2018 г. на объектах нефтегазового комплекса количество аварий и несчастных случаев со смертельным исходом не изменилось.

Экономический ущерб от происшедших аварий превысил 1 млрд. 40 млн. рублей, что на 87% больше, чем за аналогичный период 2018 г. (130 млн. 205 тыс. рублей).

Динамика показателей аварийности и травматизма на объектах нефтегазового комплекса представлена на диаграмме.

Территориальными органами Ростехнадзора за 9 месяцев 2019 г. проведено 22519 проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по эксплуатации опасных производственных объектов нефтегазового комплекса, в том числе 3735 проверок в рамках режима постоянного государственного надзора.

В результате проведенных проверок выявлено 75784 нарушения требований промышленной безопасности.

Общее количество административных наказаний, наложенных по итогам проведенной проверки, составило 9173. Общая сумма административных штрафов составила 641,1 млн. рублей, в том числе наложенных на юридических лиц – 534,3 млн. рублей, на должностных лиц – 98,7 млн. рублей.

Объекты нефтегазодобывающей промышленности.

Федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности осуществляется в отношении 7554 опасных производственных объекта нефтегазодобычи, из них:

За 9 месяцев 2019 г. на опасных производственных объектах нефтегазодобычи произошло 5 аварий, в результате чего показатель аварийности на объектах уменьшился на 29 % по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. (за 9 месяцев 2018 г. – 7 аварий).

Динамика показателей аварийности и травматизма на объектах нефтегазодобычи представлена на диаграмме.

Количество несчастных случаев со смертельным исходом, происшедших за 9 месяцев 2019 г., составило 5, что на 38 % меньше по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. (в 2018 г. – 8 случаев смертельного травматизма).

В результате проведенного анализа аварий, происшедших за 9 месяцев 2019 г., установлено, что 50 % от общего количества аварий связаны с разрушением технических устройств и разливом нефтесодержащей жидкости, доля которых по сравнению с тем же периодом 2018 г. возросла на 17 %.

За 9 месяцев 2019 г. произошла 1 авария, связанная со взрывами и пожарами на объектах, что увеличивает показатель аварийности на 25 % по сравнению с аналогичным периодом 2018 г.

При этом количество аварий, связанных с открытыми фонтанами и выбросами, снизилось с 3 до 1 (в долевом отношении с 50 % до 25 % от общего количества аварий).

Предварительно общий экономический ущерб от происшедших аварий за 9 месяцев 2019 г. составил 5 млн. 399 тыс. рублей, тогда как за аналогичный период 2018 г. общий ущерб составлял 39 млн. 501 тыс. рублей.

Техническое расследование аварий показывает, что основными причинами их возникновения явилось несоблюдение персоналом эксплуатирующих и сервисных организаций требований законодательства в области промышленной безопасности при бурении и капитальном ремонте скважин, эксплуатации компрессорных установок, производстве ремонтных работ, в том числе, связанных с выполнением огневых и газоопасных работ. Износ оборудования (в том числе промысловых трубопроводов, бурового оборудования) явился основной причиной разгерметизации и разрушения технических устройств.

Территориальными органами Ростехнадзора за 9 месяцев 2019 г. проведено 2916 проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по эксплуатации опасных производственных объектов нефтегазодобычи, в том числе 658 проверок в рамках режима постоянного государственного надзора.

В результате проведенных проверок выявлено 8760 нарушений требований промышленной безопасности.

К основным нарушениям, выявляемым в данной сфере контрольно-надзорной деятельности, относятся:

Общее количество административных наказаний, наложенных по итогам проведенных проверок, составило 765. Общая сумма административных штрафов составила около 67 млн. рублей, в том числе наложенных на юридических лиц – 55 млн. рублей, на должностных лиц – 11,6 млн. рублей.

Объекты магистрального трубопроводного транспорта.

Федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности осуществляется в отношении 4138 опасных производственных объектов магистрального трубопроводного транспорта, из них:

За 9 месяцев 2019 г. на опасных производственных объектах магистрального трубопроводного транспорта произошло 5 аварий, в результате чего показатель аварийности на объектах уменьшился на 29 % по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. (за 9 месяцев 2018 г. – 7 аварии).

Количество несчастных случаев со смертельным исходом, происшедших за 9 месяцев 2019 г., увеличилось на 2 (за 9 месяцев в 2018 г. случаев смертельного травматизма не зарегистрировано).

В результате проведенного анализа аварийности, происшедшего за 9 месяцев 2019 г., установлено, что 80 % от общего количества аварий связаны с неисправностью и физическим износом оборудования, доля которых по сравнению с тем же периодом 2018 г. не изменилась.

За 9 месяцев 2019 г. 1 авария произошла в результате повреждения магистрального трубопровода при производстве земляных работ в его охранной зоне, что в целом увеличивает показатель аварийности на 20 % по сравнению с аналогичным периодом 2018 г.

Предварительно общий экономический ущерб от происшедших аварий за 9 месяцев 2019 г. составил 185,4 млн. рублей, тогда как за аналогичный период 2018 г. общий ущерб составлял 62,9 млн. рублей.

Техническое расследование аварий показывает, что основными причинами их возникновения явилась разгерметизация и разрушение технических устройств (трубопроводов) вследствие нарушений требований законодательства в области промышленной безопасности при эксплуатации и техническом обслуживании трубопроводов и оборудования, а также при производстве земляных работ в границах охранной зоны магистральных трубопроводов.

Динамика показателей аварийности и травматизма на объектах магистрального трубопроводного транспорта представлена на диаграмме.

Территориальными органами Ростехнадзора за 9 месяцев 2019 г. проведено 2669 проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по эксплуатации опасных производственных объектов магистрального трубопроводного транспорта, в том числе 2085 проверок в рамках режима постоянного государственного надзора.

В результате проведенных проверок выявлено 7908 нарушений требований промышленной безопасности.

К основным нарушениям, выявляемым в данной сфере контрольно-надзорной деятельности, относятся:

Общее количество административных наказаний, наложенных по итогам проведенных проверок, составило 1123. Общая сумма административных штрафов составила 32,3 млн. рублей, в том числе наложенных на юридических лиц – 24,1 млн. рублей, на должностных лиц – 7,4 млн. рублей.

Федеральный государственный надзор на объектах нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности и на объектах нефтепродуктообеспечения

Федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности осуществляется в отношении 4666 опасных производственных объектов нефтехимических, нефтегазоперерабатывающих производств и объектов нефтепродуктообеспечения, в том числе:

За 9 месяцев 2019 г. на опасных производственных объектах нефтехимических, нефтегазоперерабатывающих производств и объектах нефтепродуктообеспечения произошло 15 аварий, в результате чего показатель аварийности на объектах увеличился на 47 % по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. (за 9 месяцев 2018 г. – 8 аварий).

Количество несчастных случаев со смертельным исходом, происшедших за 9 месяцев в 2019 году, составило 4, что на 75 % больше по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. (за 9 месяцев в 2018 г. – 3 случая смертельного травматизма).

В результате проведенного анализа аварийности, происшедшего за 9 месяцев 2019 г., установлено, что 80 % от общего количества аварий связаны с пожаром на технологическом оборудовании вследствие разгерметизации и разрушении технических устройств, доля которых по сравнению с тем же периодом 2018 г. возросла на 30 % (за 9 месяцев 2019 г. – 8 случаев; за 9 месяцев 2018 г. – 3 случая).

Остальные 20 % от общего количества происшедших аварий связаны с взрывами и выбросами опасных веществ, доля которых в отчетном периоде не изменилась по сравнению с аналогичным периодом 2018 г.

Предварительно общий экономический ущерб от происшедших аварий за 9 месяцев 2019 г. составил 1203,3 млн. рублей, тогда как за аналогичный период 2018 г. общий ущерб составлял 3,6 млн. рублей.

Динамика показателей аварийности и травматизма на объектах нефтехимических и нефтегазоперерабатывающих производств и объектах нефтепродуктообеспечения представлена на диаграмме.

Техническое расследование аварий показывает, что основными причинами их возникновения явились ошибки персонала эксплуатирующих и сервисных организаций при соблюдении требований законодательства в области промышленной безопасности при техническом обслуживании и ремонте основного технологического и вспомогательного оборудования, в том числе связанных с выполнением огневых и газоопасных работ. Физический износ оборудования явился основной причиной разгерметизации и разрушения технических устройств.

Территориальными органами Ростехнадзора за 9 месяцев 2019 г. проведено 2294 проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по эксплуатации опасных производственных объектов нефтехимических, нефтегазоперерабатывающих производств и объектов нефтепродуктообеспечения, в том числе 943 проверки в рамках режима постоянного государственного надзора.

В результате проведенных проверок выявлено 16805 нарушений требований промышленной безопасности.

К основным нарушениям, выявляемым в данной сфере контрольно-надзорной деятельности, относятся:

Общее количество административных наказаний, наложенных по итогам проведенных проверок, составило 1386. Общая сумма административных штрафов составила 141 млн. рублей, в том числе наложенных на юридических лиц – 121,4 млн. рублей, на должностных лиц – 18,2 млн. рублей.

Федеральный государственный надзор на объектах газораспределения и газопотребления

Федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности осуществляется в отношении 64748 опасных производственных объектов газораспределения и газопотребления, из них:

За 9 месяцев 2019 г. на опасных производственных объектах газораспределения и газопотребления произошло 12 аварий, в результате чего показатель аварийности на объектах уменьшился на 20 % по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. (за 9 месяцев 2018 г. – 15 аварий).

Количество несчастных случаев со смертельным исходом, происшедших за 9 месяцев в 2019 году, составило 1, что аналогично 9 месяцам в 2018 г.

В результате проведенного анализа аварийности за 9 месяцев 2019 г., установлено, что 83 % от общего количества аварий связаны с механическим повреждением наружных газопроводов, в том числе автотранспортом, доля которых по сравнению с тем же периодом 2018 г. возросла на 37 % (за 9 месяцев 2019 г. – 5 случаев из 6; за 6 месяцев 2018 г. – 4 случая из 9).

Динамика показателей аварийности и травматизма на объектах газораспределения и газопотребления представлена на диаграмме.

Аварий, связанных со взрывом при розжиге газоиспользующих установок и неисправности газового оборудования котла, за 9 месяцев 2019 г. не зарегистрировано (за 9 месяцев в 2018 г. зарегистрировано 3 случая данного вида аварии).

Предварительно общий экономический ущерб от происшедших аварий за 9 месяцев 2019 г. составил 11,8 млн. рублей, тогда как за аналогичный период 2018 г. общий ущерб составлял 17,3 млн. рублей.

Техническое расследование аварий показывает, что основными причинами возникновения аварий явились механические повреждения наружных газопроводов вследствие воздействия посторонних лиц и организаций при производстве земляных работ в границах охранной зоны газопроводов.

Территориальными органами Ростехнадзора за 9 месяцев 2019 г. проведено 14640 проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по эксплуатации опасных производственных объектов газораспределения и газопотребления, в том числе 49 проверок в рамках режима постоянного государственного надзора.

В результате проведенных проверок выявлено 42311 нарушений требований промышленной безопасности.

К основным нарушениям, выявляемым в данной сфере контрольно-надзорной деятельности, относятся:

Общее количество административных наказаний, наложенных по итогам проведенных проверок, составило 5899. Общая сумма административных штрафов составила 400,8 млн. рублей, в том числе наложенных на юридических лиц – 333,7 млн. рублей, на должностных лиц – 64,4 млн. рублей.

На официальном сайте Ростехнадзора по адресу: http://www.gosnadzor.ru/ndustrial/equipment/faq размещаются ответы на часто задаваемые вопросы, связанные с соблюдением обязательных требований в сфере промышленной безопасности.

В ходе анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований в сфере общепромышленного надзора не выявлено.