Вносится
Правительством
Российской Федерации
Проект
№ 435964-7
во втором чтении
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Статья 1
Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации,2002, № 1, ст. 1; 2005, № 30, ст. 3131; 2007, № 26, ст. 3089"; № 31, ст. 4007; 2011, № 27, ст. 3881; 2012, № 25, ст. 3268; № 29, ст. 3996; № 31, ст. 4320; 2013, № 30, ст. 4026, 4029; № 52, ст. 6986; 2014, № 11, ст. 1097; № 42, ст. 5615; 2016, № 18, ст. 2509) следующие изменения:
1) абзац первый части 1 статьи 5.27.1 после слов «частями 2 - 4 настоящей статьи» дополнить словами «и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса»;
2) статью 11.23 изложить в следующей редакции:
«Статья 11.23. Управление транспортным средством или выпуск на линию транспортного средства без тахографа, несоблюдение норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушение режима труда и отдыха водителей
1. Управление транспортным средством без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, или управление транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, без ведения ежедневных регистрационных листков режима труда и отдыха, применяемых в установленных законодательством Российской Федерации случаях, -
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
2. Выпуск на линию транспортного средства без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
3. Несоблюдение установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушение установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации режима труда и отдыха водителей в части времени управления транспортным средством и времени отдыха -
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Примечание. За административное правонарушение, предусмотренное частью 3 настоящей статьи, юридические лица и должностные лица несут ответственность в случае, если это правонарушение совершено в результате фактического установления ими для водителей времени управления транспортным средством и отдыха с несоблюдением требований нормативных правовых актов Российской Федерации.»;
3) в абзаце первом части 2 статьи 12.31 слова «эксплуатация, или» заменить словами «эксплуатация, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.23 настоящего Кодекса, или выпуск на линию транспортного средства,»;
4) в абзаце первом части 6 статьи 12.31.1 слова «статьей 11.15".1, частью 2 статьи 11.23 и статьей 12.21.1» заменить словами «статьями 11.15.1, 11.23 и 12.21.1»;
5) в статье 14.1.2:
а) абзац первый части 3 после слова «лицензией,» дополнить словами «за исключением случаев, предусмотренных статьей 11.23 настоящего Кодекса,»;
б) абзац первый части 4 после слова «лицензией,» дополнить словами «за исключением случаев, предусмотренных статьей 11.23 настоящего Кодекса,».
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 ноября 2019 года.
Президент
Российской Федерации
Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) разработан во исполнение абзаца 2 подпункта "б" пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 11 апреля 2016 г. № Пр-637ГС по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 14 марта 2016 г.
В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон № 196-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.
Поскольку указанное положение Закона № 196-ФЗ устанавливает обязанность соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей, законопроектом предлагается новое название статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП). Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 11.23 КоАП за нарушение установленного режима труда и отдыха предусмотрена административная ответственность только лица, управляющего транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров.
Законопроектом устанавливается возможность привлечения к административной ответственности также должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.23 КоАП установлена административная ответственность за управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее - тахограф) в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с несоответствующим установленным требованиям тахографом, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации).
Законопроектом предлагается разграничить составы административных правонарушений в зависимости от признаков объективной стороны и субъекта административного правонарушения.
В соответствии с протоколом заседания Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения от 13 февраля 2012 г. № 1 под председательством Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И.Шувалова (далее - протокол) Минтрансу России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти было поручено проработать вопрос по усилению административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за нарушение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при оказании услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом, а также установления равной административной ответственности юридических лиц и физических лиц - индивидуальных предпринимателей за нарушение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при оказании услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом.
По делам об административной ответственности, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 11.23 КоАП, за период с 1 апреля 2014 г. по настоящее время вынесено 336132 постановлений о назначении административного наказания за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 11.23 КоАП в отношении водителей, 73608 - в отношении должностных лиц и 11761 постановление о назначении административного наказания за правонарушение, предусмотренное частью 2 указанной статьи в отношении водителя.
Кроме того, увеличение административного штрафа было обусловлено рядом резонансных происшествий на транспорте, а также значительным повышением количества ДТП, в том числе повлекших ранения и гибель людей, на грузовом и пассажирском транспорте. В частности, 24 мая 2016 г. - Омская область, перевозка работников Птицефабрики "Сибирская" - 27 человек пострадало, в т.ч. 16 человек погибло, 3 июля 2016 г. - Республика Саха (Якутия), ОАО ХК "Якутуголь" - 24 человека пострадало, 4 человека погибло, 9 июля 2016 г. - Красноярский край - пострадало 6 работников, 5 человек погибло.
Также законопроектом устанавливается дифференцированный размер административного штрафа в зависимости от субъекта и характера административного правонарушения.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не повлечет изменения полномочий и компетенций органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов и сокращения доходной части данных бюджетов.