ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
Статья 1:
Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; 2010, № 1, ст. 1; № 31, ст. 4164, 4208; 2011, № 17, ст. 2310, № 30, ст. 4585; 2012, № 6, ст. 621; № 18, ст. 2126, 2128, № 25, ст. 3268; № 31, ст. 4320, 2013, № 43, ст. 5444; 2014, № 6, ст. 566, № 19, ст. 2335, № 42, ст. 5615, 2015, № 1, ст. 74, № 10, ст. 1405, № 29, ст. 4346, 4374, 4359, № 48, ст. 6706, № 51, ст. 7249; 2016, № 18, ст. 2509, 2514, № 28, ст. 4558, № 52, ст. 7489; 2017, № 30, ст. 4455; 2018, № 1, ст. 30, № 27, ст. 3937, № 31, ст. 4851; 2019, № 16, ст. 1819, № 22, ст. 2670) следующие изменения:
1) в части 1 статьи 23.36:
а) слова «частью 1 статьи 11.15.1», «частью 1 статьи 11.15.2», «частью 10 статьи 19.5», «статьей 19.7.5», «частью 1 статьи 19.7.9» исключить;
б) пункт 5 части 2 исключить.
2) дополнить главу 23 раздела III «Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях» статьей 23.36.3 в следующей редакции:
«Статья 23.36.3 Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 11.3, статьей 11.3.1, частью 1 статьи 11.15.1, частью 1 статьи 1.15.2, частью 10 статьи 19.5, статьей 19.7.5, частью 1 статьи 19.7.9 настоящего Кодекса.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе: руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности, его заместители, руководители территориальных управлений и структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности, их заместители, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) за обеспечением транспортной безопасности, их заместители, иные должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) за обеспечением транспортной безопасности, уполномоченные на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности (государственные транспортные инспектора).»;
3) в части 1 и пункте 1 части 2 статьи 23.42:
а) слова: «частями 1, 3 - 6 статьи 11.3» заменить словами «частями 1, 3, 5, 6 статьи 11.3»;
б) слова: «статьей 11.3.1», «частью 1 статьи 11.15.1», «частью 1 статьи 11.15.2», «частью 10 статьи 19.5», «статьей 19.7.5», «частью 1 статьи 19.7.9» исключить;
4) в части 1 статьи 23.43 слова: «частью 1 статьи 11.15.1», «частью 1 статьи 11.15.2», «статьей 19.7.5» исключить;
5) в части 2 статьи 28.3:
а) в пункте 44 слова: «частями 2 и 3 статьи 11.15.1», «частями 2 и 3 статьи 11.15.2» исключить;
б) в пункте 44 слова «частями 1, 10 и 15 статьи 19.5» заменить на «частями 1 и 15 статьи 19.5»;
в) в пункте 44 цифры «19.5.1» исключить;
г) дополнить пунктом «112» следующего содержания:
«112) должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) за обеспечением транспортной безопасности, - об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 11.15.1, частями 2 и 3 статьи 11.15.2, частью 1 статьи 19.4, статьями 19.4.1, 19.5.1, 19.6, 19.7, частями 2 и 3 статьи 19.7.9 настоящего Кодекса, частью 1 статьи 20.25.»;
д) в пункте 50 слова: «частью 2 и 3 статьи 11.15.1», «частью 2 и 3 статьи 11.15.2», «частью 2 и 3 статьи 19.7.9» исключить;
е) в пункте 50 слова: «частями 1 и 10 статьи 19.5» заменить на «частью 1 статьи 19.5»;
ж) в пункте 50 цифры «19.7.5» исключить;
з) в пункте 51 слова: «частями 1 и 10 статьи 19.5» заменить на «частью 1 статьи 19.5»;
Статья 2.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
1. Общие характеристики проекта акта
Вид – проект федерального закона.
Наименование вносимого проекта акта – проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – проект федерального закона).
Федеральный орган исполнительной власти, вносящий проект федерального закона – Министерство транспорта Российской Федерации.
Основание для подготовки проекта федерального закона – законодательная инициатива.
2. Описание проблемы, на решение которой направлен проект акта, обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты от их реализации
Проект федерального закона«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – проект федерального закона) разработан в связи с принятием Федерального закона от 14.10.2014 № 307-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 307).
Федеральным законом № 307 были внесены изменения в 35 законодательных актов Российской Федерации, включая Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс).
Так, в связи с внесенными изменениями Федеральная служба по надзору в сфере транспорта определена в статье 23.36 как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный транспортный надзор.
При этом установлено, что рассматривать дела в области обеспечения транспортной безопасности от имени федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный транспортный надзор вправе руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный транспортный надзор, его заместители, руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный транспортный надзор, их заместители, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный транспортный надзор, их заместители, иные должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный транспортный надзор. уполномоченные на осуществление федерального государственного транспортного надзора (государственные транспортные инспектора), – об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 11.15.1, частью 1 статьи 11.15.2, частью 10 статьи 19.5, статьей 19.7.5, частью статьи 19.7.9 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 11.1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и пунктом части 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности является отдельным видом надзора, порядок проведения которого утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2013 № 880 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности» (далее – Положение о контроле (надзоре) в области транспортной безопасности).
В свою очередь, федеральный государственный транспортный надзор (в области гражданской авиации, железнодорожного транспорта, торгового мореплавания, внутреннего водного транспорта и автомобильного транспорта) установлен пунктом 9 части 4 статьи 1 Закона № 294-ФЗ и осуществляется государственными транспортными инспекторами в соответствии с Положением о федеральном государственном транспортном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2013 № 236.
В связи с изложенным, транспортный надзор и федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности определенны как отдельные виды надзора.
В соответствии с пунктом 2 Положения о контроле (надзоре) в области транспортной безопасности, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и ее территориальные органы.
Такой контроль (надзор) в области транспортной безопасности осуществляется государственными транспортными инспекторами Управления транспортной безопасности Ространснадзора и отделов надзора за обеспечением транспортной и авиационной безопасности Управлений государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по федеральным округам, которые не уполномочены на осуществление федерального государственного транспортного надзора и, как следствие, не имеют полномочий по применению части 1 статьи 11.15.1, части 1 статьи 11.15.2, частей 1 и 10 статьи 19.5, статьи 19.7.5, части 1 статьи 19.7.9 Кодекса, а также не уполномочены составлять протоколы по частям 2 и 3 статьи 11.15.1, частям 2 и 3 статьи 11.15.2 Кодекса, и части 1 статьи 19.4, 19.4.1, 19.5.1, 19.6, 19.7, частям 2 и 3 статьи 19.7.9, части 1 статьи 20.25 Кодекса по нарушениям, выявленным в области транспортной безопасности.
Таким образом, Ространснадзор и его должностные лица фактически лишены в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дела об административных правонарушениях в отношении субъектов транспортной инфраструктуры, перевозчиков, застройщиков объектов транспортной инфраструктуры, за нарушение положений установленных в области транспортной безопасности.
Аналогичная ситуация и с применением статьи 11.3.1 и частью 4 статьи 11.3 Кодекса, так как отделы, осуществляющие государственный надзор в области гражданской авиации и области использования воздушного пространства Управлений государственного авиационного надзора центрального аппарата и территориальных органов Ространснадзора, в соответствии со своими положениями, не уполномочены на контроль (надзор) в области авиационной и транспортной безопасности.
Необходимо отметить, что с момента вступления в законную силу Федерального закона № 307, Управлением транспортной безопасности центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, а также ее территориальными Управлениями государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по федеральным округам в ходе осуществления контрольно-надзорной деятельности в области обеспечения транспортной безопасности проведено 7 488 проверок субъектов транспортной инфраструктуры, выявлено 28 585 нарушений обязательных требований, составлено 7 339 протоколов об административном правонарушении, ответственность за которые предусмотрена частями 1, 2, 3 статьи 11.15.1, частями 1, 2, 3 статьи 11.15.2, частями 1 и 10 статьи 19.5, статьей 19.7.5, частями 1, 2, 3 статьи 19.7.9 Кодекса, вынесено 7 430 постановлений о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.1, части 1 статьи 11.15.2, частями 1 и 10 статьи 19.5, статьей 19.7.5, части 1 статьи 19.7.9 Кодекса, наложено штрафов на общую сумму 256 миллионов 851 тысяча рублей, взыскано более 190 миллионов рублей.
Принимая во внимание имеющуюся штатную численность государственных транспортных инспекторов профильных Управлений Ространснадзора по видам транспорта в количестве 4 060 человек, а также штатную численность государственных инспекторов федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности в количестве 442 человек, предлагаемые изменения позволят оптимизировать деятельность Ространснадзора при реализации указанными инспекторами контрольно-надзорных функций.
Изменения, предлагаемые к внесению в Кодекс, уточняют полномочия органов и должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, что позволит предотвратить случаи привлечения к административной ответственности по решению неправомочного лица.
Кроме того, принятие проекта федерального закона позволит устранить противоречия и неопределенность в законодательстве Российской Федерации, повысить качество правового регулирования общественных отношений, связанных с осуществлением государственного контроля (надзора), а также с применением мер административной ответственности, создать дополнительные гарантии соблюдения прав граждан и субъектов предпринимательской деятельности в связи с осуществлением государственного контроля (надзора).
Вступление в силу проекта федерального закона со дня его официального опубликования обусловлена необходимостью избежания отрицательной правоприменительной практики при реализации Ространснадзором и его должностными лицами функций по составлению протоколов об административных правонарушениях, а также по рассмотрению дел об административных правонарушениях в отношении субъектов транспортной инфраструктуры, перевозчиков, застройщиков объектов транспортной инфраструктуры, за нарушение положений установленных в области транспортной безопасности.
3. Оценка соответствия проекта акта Основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденным Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 29 сентября 2018 г.
Принятие проекта федерального закона не противоречит Основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденным Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 29 сентября 2018 г.
4. Оценка эффективности предлагаемых решений
Принятие и реализация проекта федерального закона не предполагают увеличения численности работников федеральных органов исполнительной власти, не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и изменения порядка финансирования федеральных органов исполнительной власти.
5. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления
Принятие проекта федерального закона не окажет влияния на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления.
6. Соответствие предлагаемых решений положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации
Проект федерального закона не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие и реализация проекта федерального закона: