www.sovetlift.ru, www.liftfederation.ru, 105203, Москва, ул. 15-я Парковая л. 10А+7 (499) 748-15-38, e-mail: ospk@lift.ru
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
На официальном сайте Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее Ростехнадзор) по адресу: https://www.gosnadzor.ru/industrial/equipment/faq/elevating%20structures/elevators/ размещена недостоверная информация в виде разъяснений Ростехнадзора по вопросам квалификации персонала выполняющего работы по монтажу, демонтажу, обслуживанию, включая обслуживание лифта и обслуживание систем диспетчерского контроля, а также ремонту, техническому освидетельствованию и обследованию лифта, а именно:
Из указанных разъяснений следует, что обязательных требований к квалификации персонала, выполняющего работы по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту лифтов, в настоящее время не установлено, а компетенция персонала может подтверждаться работодателем в соответствии с требованиями соответствующего профессионального стандарта. Вместе с этим в разъяснениях говориться о том, что в соответствии с ГОСТ Р 53783-2010) предусмотрено наличие распорядительных документов (приказов, распоряжений) о допуске к выполнению работ по техническому обслуживанию, ремонту и осмотру лифта, контролю за работой лифта посредством устройства диспетчерского контроля (при его наличии) только квалифицированного персонала, не конкретизируя при этом наименование должностей и профессий.
Наряду с этим разъяснения также определяют что, проведение технического обслуживания, ремонтов, осмотров осуществляется в соответствии с руководством по эксплуатации изготовителя.
Обращаю ваше внимание что, данная информация была размещена Ростехнадзором до принятия Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах (далее – Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2017 № 743, является полностью устаревшей, противоречит действующему законодательству и не соответствует действительности.
В целях исключения противоречий по вопросам порядка присвоения квалификации работникам лифтовой отрасли и сферы вертикального транспорта сообщаю что, на сайте Ростехнадзора по адресу: https://www.gosnadzor.ru/industrial/equipment/resolution%20743/voprosy-otvety-razyasneniya/ размещены разъяснения в соответствии, с которыми установлено следующее:
Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах (далее – Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2017 № 743, деятельность по монтажу, демонтажу и обслуживанию объектов, включая аварийно-техническое обслуживание объектов и обслуживание систем диспетчерского (операторского) контроля, должна осуществляться квалифицированным персоналом.
Уровень квалификации указанного персонала должен соответствовать требованиям профессиональных стандартов, а профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения всеми работодателями без каких либо исключений.
Наряду с этим Ростехнадзор также разъясняет что, оценка квалификации специалистов, выполняющих трудовые функции по монтажу, демонтажу и обслуживанию объектов, включая аварийно-техническое обслуживание объектов и обслуживание систем диспетчерского (операторского) контроля, на соответствие квалификационным характеристикам, содержащимися в профессиональных стандартах, проводится в порядке, установленном Федеральным законом от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».
Документом, подтверждающим квалификацию работника, в соответствии с трудовым законодательством и законодательством о независимой оценке квалификации является свидетельство о квалификации, выданное в порядке, установленном Правилами проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2016 № 1204.
Данная позиция полностью соответствует действующему законодательству и подтверждается письмами Минтруда России № 14-3/10П-8289 от 06.12.2017г и Ростехнадзора № 09-04-06/1526 от 21.02.2018г. (прилагаются).
Вместе с этим, информирую что, Федеральным законом № 238-ФЗ урегулированы отношения, возникающие при проведении независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, включая порядок подтверждения квалификации работников положениям профессионального стандарта.
В соответствии с пунктом 3 статьи Федерального закона № 238-ФЗ иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, может устанавливаться другими федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации в случае, если в отношении соответствующих категорий работников Трудовым кодексом Российской Федерации определены особенности регулирования труда таких работников, в том числе в связи с выполнением работ с вредными и (или) опасными условиями труда.
Трудовым кодексом Российской Федерации не установлены особенности регулирования труда работников осуществляющих деятельность по монтажу, демонтажу, обслуживанию, включая аварийно-техническое обслуживание и обслуживание систем диспетчерского (операторского) контроля, ремонту, техническому освидетельствованию и обследованию лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов.
Трудовым Кодексом также не установлен порядок аттестации работника на соответствие профессиональным стандартам, иным квалификационным характеристикам проводимой работодателем самостоятельно без привлечения третьей стороны.
Статья 81 ТК РФ предусматривает перечень оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя. В указанной норме содержатся как основания, которые распространяются на всех работников, так и основания, которые применимы лишь к определенной категории работников.
Пункт 3 статьи 81 ТК РФ - несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе, предусматривает лишь одну причину, препятствующую продолжению работником работы и являющуюся основанием для увольнения его по инициативе работодателя, увольнение в связи с несоответствием занимаемой должности или выполняемой работе - недостаточной квалификации работника, подтвержденной результатами аттестации.
Увольнение работника по данному основанию допустимо при условии, если несоответствие работника занимаемой должности вследствие его недостаточной квалификации подтверждено результатами аттестации. Иначе говоря, правила о проведении аттестации для решения вопроса об увольнении в связи с недостаточной квалификацией должны применяться ко всем работникам, в отношении которых ставится вопрос о несоответствии их занимаемой должности или выполняемой работе. Учитывая это, работодатель не вправе расторгнуть трудовой договор с работником по названному основанию, если в отношении этого работника аттестация не проводилась либо аттестационная комиссия пришла к выводу о соответствии работника занимаемой должности. При этом выводы аттестационной комиссии о деловых качествах работника подлежат оценке в совокупности с другими доказательствами по делу (п. 31 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2).
Аттестация в данном конкретном случае может быть использована работодателем в качестве инструмента фиксации факта несоответствия занимаемой должности или выполняемой работе во взаимной связи с недостаточностью квалификации работника.
В соответствии с ч. 2 ст. 81 ТК РФ порядок проведения аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников. Трудовой кодекс не определяет и не устанавливает порядок и правила проведения аттестации работников всех категорий.
Ссылки на норму, содержащуюся в «Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих" (утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37) упомянутую в письме Федеральной службы по труду и занятости (Роструд от 30.04.2008 N 1028-с «Об увольнении работника вследствие недостаточной квалификации» определяющую что, лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы) не состоятельны и не могут быть применимы ко всем работникам в силу следующих обстоятельств:
Во-первых, указанное правило справедливо лишь по отношению к должностям служащих, руководителей и специалистов, а не к рабочим профессиям, следовательно, применимо не ко всем категориям работников, а лишь к их отдельным категориям, во вторых данная позиция включена в справочник приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 23 июля 2010 г. N 541н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения». Для указанных категорий работников Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан» от 21.11.2011 N 323-ФЗ предусмотрен отдельный порядок аттестации для получения квалификационной категории, который установлен приказом Минздрава России от 23.04.2013 N 240н «О Порядке и сроках прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории».
Необходимо также отметить, что письмо Федеральной службы по труду и занятости (Роструд от 30.04.2008 N 1028-с «Об увольнении работника вследствие недостаточной квалификации» разъясняет порядок и основания для прекращения трудового договора по инициативе работодателя несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.
Отдельные нормативные акты, как уже было отмечено регулируют проведение аттестации только в отношении определенных категорий работников. Так, например, Трудовым кодексом Российской Федерации предусмотрена возможность проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников, до истечения срока избрания по конкурсу или в течение срока срочного трудового договора (ч. 10 ст. 332 ТК РФ). Однако в данном случае работодателю предоставлено право, а не возложена обязанность по проведению такой аттестации. Порядок проведения аттестации в отношении таких работников определен Приказом Минобрнауки России от 06.08.2009 N 284 «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников». Аттестация предусмотрена также в отношении руководителей федеральных государственных унитарных предприятий (Постановление Правительства РФ от 16.03.2000 N 234 «О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий»), государственные гражданские служащие - в соответствии с Положением о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 110 (СЗ РФ. 2005. N 6. Ст. 437). Лица, занимающие должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, проходят аттестацию в соответствии с Положением, утв. Приказом Минтранса России и Минтруда России от 11 марта 1994 г. N 13/11 (БНА РФ. 1994. N 7). Работники системы пенсионного фонда аттестуются в соответствии с Положением о порядке проведения аттестации работников системы Пенсионного фонда Российской Федерации, утв. Постановлением Правления ПФР от 15 января 2007 г. N 5п (БНА РФ. 2007. N 24), и др.
Изложенное свидетельствует что, аттестация, определенная ч. 2 ст. 81 ТК РФ является исключительно процедурой фиксации факта несоответствия занимаемой должности или выполняемой работе во взаимной связи с недостаточностью квалификации работника. Аттестация не предусматривает и не предоставляет порядка оценки и присвоения работнику квалификации. Аттестация может быть использована работодателем для увольнения работника вследствие его несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.
Наряду с этим необходимо отметить что, порядок присвоения, понижения и восстановления квалификационного разряда рабочим квалификационной комиссией предприятия, организации, цеха на основании заявления рабочего, прошедшего обучение и сдавшего квалификационные экзамены ранее установленный в Общих положениях Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР, утвержденных постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 31 января 1985 года N 31/3-30 (с изменениями на 19 июля 1988 года) не может применяться в части присвоения квалификации в соответствии с профессиональным стандартом, так как в силу следующих обстоятельств:
Во первых, нормы "Общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР"; раздела "Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства" Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 1, утвержденного во второй половине прошлого века постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 31 января 1985 года N 31/3-30 утратили актуальность и полностью не соответствуют и не отвечают требованиям действующего законодательства, а также в целом системе государственно-политического строя и управления Российской Федерации.
Во вторых, как установлено пунктом 19 "Общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР" Наименование профессии рабочему должно устанавливаться в строгом соответствии с ЕТКС с учетом фактически выполняемой работы в конкретном производстве, а тарификация работ и присвоение квалификационных разрядов рабочим производится применительно к наименованиям и характеристикам профессий и работ, содержащимся в справочнике.
Во вторых Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах (далее – Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2017 № 743, установлено, что уровень квалификации персонала выполняющего работы в соответствии с Правилами должен соответствовать требованиям профессиональных стандартов.
Изложенное выше свидетельствует о том, что на законодательном уровне отсутствует иной, кроме формы независимой оценки квалификации порядок присвоения квалификации работнику на соответствие положениям профессионального стандарта.
По вопросу достаточности для подтверждения квалификации присвоенной работнику по результатам освоения образовательной программы разъясняем следующее:
Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации установлено, что профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.
Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, с указанием присваиваемой по результатам профессионального обучения соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих квалификации утвержден приказом Минобрнауки России от 02.07.2013 N 513 "Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение".
Указанный Перечень не содержит направлений профессиональной подготовки, а также профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение во взаимной связи с профессиональными стандартами, устанавливающими квалификационные характеристики для выполнения работ по монтажу, демонтажу, обслуживанию, включая аварийно-техническое обслуживание и обслуживание систем диспетчерского (операторского) контроля, ремонту, техническому освидетельствованию и обследованию лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов во исполнение требований постановления Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. № 743 (Правила по лифтам).
Наряду с этим Перечень разработан и утвержден без учета потребностей производства, вида профессиональной деятельности.
В силу изложенного необходимо отметить что, документы об образовании и (или) о квалификации, выданные образовательными организациями, являются необходимым, но недостаточным условием соблюдения Правил в части подтверждения квалификации персонала, осуществляющего деятельность по монтажу, демонтажу и обслуживанию объектов, включая аварийно-техническое обслуживание объектов и обслуживание систем диспетчерского (операторского) контроля. Правильность указанной позиции подтверждается мнением Ростехнадзора России по данному вопросу (письмо Ростехнадзора России от 21.02.2018 № 09-04-06/1526, прилагается).
Вместе с этим, сообщаем что, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее Ростехнадзор) в целях реализации Законопроекта №243883-7 подготовлен "Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. № 743" (далее – проект постановления).
Проект постановления предусматривает в качестве формы подтверждения соответствия квалификации работников владельца опасного объекта и специализированной организации требованиям профессиональных стандартов в форме профессионального экзамена, проводимого в порядке, установленном законодательством о независимой оценке квалификации.
Проект постановления для проведения обсуждения аппаратом Правительства Российской Федерации официально направлен в Национальный Совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям и опубликован для проведения общественного обсуждения и оценки регулирующего воздействия http://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#departments=32&npa=79661. .
Председатель СПК В.А. Тишин
исп. Прокофьев С.А.
тел. +7 926 224-87-20