Теперь большинство проверок будут планировать и проводить по новым правилам — по чек-листам с учетом риск-ориентированного подхода. Каждое ведомство разработало критерии, по которым компании и предпринимателей поделили на группы риска и классы опасности. Чем больше риск — тем чаще будут проверки.
Каждую компанию и предпринимателя отнесли к одной из категорий риска или классу опасности. Чем выше категория — тем чаще будут проверки.
Чтобы отнести компанию и предпринимателя к одной из категорий риска, учли два параметра. Первый — тяжесть негативных последствий, если компания нарушит требования закона. Второй — вероятность, что компания допустит нарушение. Если вместо категории риска определяют класс опасности, учитывают только первый критерий.
Это указано в пунктах 6, 7 Правил отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности (утв. постановлением Правительства от 17.08.2016 № 806; далее — Правила № 806).
Анализируют подобные случаи и учитывают:
Все категории риска и классы опасности
Категории риска |
Классы опасности |
Особенности проверок |
Чрезвычайно высокий риск |
1-й класс |
Плановую проверку проводят один раз в период, предусмотренный положением о соответствующем виде надзора |
Высокий риск |
2-й класс |
|
Значительный риск |
3-й класс |
|
Средний риск |
4-й класс |
Плановую проверку проводят не чаще одного раза в период, предусмотренный положением о соответствующем виде надзора |
Умеренный риск |
5-й класс |
|
Низкий риск |
6-й класс |
Плановые проверки не проводят |
Анализируют результаты предыдущих проверок компании или предпринимателя и назначенные наказания
Это следует из пунктов 8 и 9 Правил № 806.
Для каждого вида надзора закон предусматривает категории риска либо классы опасности. Их может быть от трех до шести. Точное количество установят в положении о соответствующем виде надзора (пп. 2, 3 Правил № 806). Например, для пожарного надзора установили пять категорий риска — нет категории с чрезвычайно высоким риском.
Для каждой категории риска или класса опасности положение о соответствующем надзоре предусматривает периодичность проверок и другие условия.
По каждому виду проверок госорганы разработали критерии, по которым компаниям будут присваивать категории риска или классы опасности.
Определить категорию риска или класс опасности компании можно двумя способами.
Посмотреть на сайте контрольного органа.
На сайте размещена информация, если компанию отнесли к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска или к 1-му, 2-му, 3-му классам опасности (п. 12 Правил № 806).
Направить запрос в контролирующий орган.
Инспекторы ответят в течение 15 рабочих дней с даты получения запроса. В ответе укажут не только категорию риска, но и сведения, на основе которых присвоили категорию или класс (п. 13 Правил № 806).
Если компания не согласна с категорией или классом, можно написать заявление об изменении.
В заявлении указывают:
К заявлению прикладывают документы о том, что компания соответствует желаемой категории риска или классу опасности.
Заявление рассмотрят в течение 15 рабочих дней с даты получения. По результатам изменят категорию или класс либо откажут с указанием причины.
В течение трех рабочих дней инспектор направит решение на почтовый адрес или e-mail компании, который указали в заявлении или в ЕГРЮЛ/ЕГРИП.
Отказ можно обжаловать в вышестоящем органе или в суде. Такие правила устанавливают пункты 17–22 Правил № 806.
Виды проверок, которые проводят с учетом риск-ориентированного подхода, утвердило Правительство в Правилах № 806.
В полной мере положение о риск-ориентированном подходе заработало 1 января 2018 года (ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 13.07.2015 № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля“»).
Полный перечень проверок, которые проводят с учетом риск-ориентированного подхода
Федеральный и региональный надзор |
Лицензионный надзор |
Другие виды надзора |
1. Федеральный надзор: |
Надзор за следующими видами деятельности: |
Земельный. |
Обратите внимание
Надзорный орган при плановой проверке с применением проверочных листов не вправе проверять вопросы, которых нет в этих листах (пп. 11.1–11.5 ст. 9, подп. 5.1 п. 2 ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля…», постановление Правительства от 13.02.2017 № 177 «Об утверждении общих требований к разработке и утверждению проверочных листов…»).
Проверочные листы или списки контрольных вопросов применят при плановых проверках, если это предусмотрено положением о надзорном органе или порядком организации и проведения соответствующего вида проверки.
Форму проверочного листа утверждает соответствующий надзорный орган. В проверочный лист включили все возможные вопросы, как на предприятии соблюдают обязательные требования законодательства, либо только самые значимые вопросы.
Если проверка проходит с использованием проверочных листов, то их реквизиты укажут в распоряжении на проверку, а заполненные листы приложат к акту проверки.
С 1 января 2018 года ГИТ проводит плановые проверки предприятий, которые отнесли к категории умеренного риска по чек-листам. Остальные предприятия начнут проверять по чек-листам с 1 июля 2018 года. Инспектор не вправе выходить за рамки чек-листов, поэтому если подготовиться заранее, то инспектор не сможет оштрафовать предприятие или специалиста по охране труда.
При плановых проверках инспекторы запросят документы по всем направлениям трудового законодательства. Чтобы подготовиться, проверьте ключевые моменты по списку чек-листов.
Для проверки отдельных видов работ, таких как газоопасные, огневые и т. п., инспектор труда использует дополнительные чек-листы.