Кого нужно назначить ответственным за предрейсовые медосмотры
Предрейсовые медосмотры
Кого нужно назначить ответственным лицом за проведение предрейсовых медосмотров в организации — руководителя транспортного цеха или специалиста по охране труда?
В вашем случае ответственным за проведение предрейсовых медосмотров нужно назначить руководителя транспортного цеха.
Организация проведения обязательных медицинских осмотров — обязанность работодателя в лице руководителя компании (абз. 7 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ).
Если в составе предприятия есть транспортный цех, то ответственным лицом за предрейсовые медосмотры назначают его руководителя. Для этого работодатель издает приказ о назначении ответственного лица за организацию и проведение предрейсовых медицинских осмотров работников.
Специалисты службы по охране труда участвуют в работе по определению контингента работников, подлежащих предрейсовым (предсменным) осмотрам (ЕТКС, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 г. № 559н).
Имеется инструкция по охране труда. Она согласована с профсоюзом и утверждена работодателем.
Есть необходимость внести изменения в текст инструкции. Как это сделать?
Внести изменения в инструкцию по охране труда можно несколькими способами.
Вы можете оформить лист изменения с содержанием изменений (дополнения, исправления, исключения и др.), согласовать его с профсоюзом и приложить к приказу о внесении изменений в инструкцию.
Можно переиздать инструкцию с прохождением всей процедуры согласования и утвердить ее в новой редакции, а прежнюю редакцию инструкции изъять. Этот вариант обычно используют раз в пять лет при плановом пересмотре инструкций по охране труда.
Также инструкции по охране труда для работников можно пересмотреть досрочно (п. 7 Методических рекомендаций по разработке инструкций по охране труда, утв. Минтрудом России 13 мая 2004 г.):
при пересмотре межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;
при изменении условий труда работников;
при внедрении новой техники и технологии;
по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
по требованию представителей органов по труду субъектов Российской Федерации или органов федеральной инспекции труда.
Может ли председателем комиссии по охране труда быть представитель трудового коллектива?
Да, может. По закону, комиссия по охране труда избирает председателя из числа своего состава. В комиссию входит работодатель или его уполномоченный представитель, представитель профсоюза, сотрудники службы охраны труда работодателя (п. 13 Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда, утв. приказом Минтруда России от 24 июня 2014 г. № 412н).
Таким образом, председателем комиссии может быть избран представитель трудового коллектива.
Работодатель может не создавать санитарные посты с аптечками, если в цехе есть фельдшерский пункт?
Нет, не может. Работодатель обязан оборудовать посты для оказания первой помощи на предприятии и укомплектовать их аптечками для оказания первой помощи. Даже если в цехе есть фельдшерский пункт (ст. 223 ТК РФ).
Наличие аптечки первой помощи поблизости от рабочих мест позволяет оказать первую помощь пострадавшему немедленно,
что важно для сохранения жизни и здоровья работника. После этого специалисты в медицинском пункте или в больнице обеспечивают пострадавшему квалифицированную помощь.
В штате нашей компании 15 человек. Все работают в офисе. Мы оказываем консультационные услуги. Надо ли нам вводить должность специалиста по охране труда?
Не обязательно. Если численность работников в компании не превышает 50 человек, руководитель сам принимает решение — создавать службу охраны труда или ввести должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.
Работодатель может издать приказ и взять на себя функции по охране труда. Или назначить ответственного. Но тогда руководитель или этот сотрудник должны соответствовать требованиям, указанным в профстандарте. То есть иметь высшее образование по направлению «Техносферная безопасность» либо среднее профессиональное образование и переподготовку в области охраны труда (приказ Минтруда России от 4 августа 2014 г. № 524н).
Функции по охране труда на вашем предприятии может выполнять сторонний специалист по охране труда, с которым работодатель заключил гражданско-правовой договор.
Руководитель также может заключить договор с организацией, которая оказывает услуги в области охраны труда и имеет аккредитацию (ст. 217 ТК РФ).
Где в организации необходимо хранить инструкции по охране труда для работников?
Действующие инструкции по охране труда для работников, а также их перечень нужно хранить у руководителя подразделения. Специалист сам определяет местонахождение инструкций, учитывая доступность и возможность с ними ознакомиться:
выдает инструкции работникам для изучения при первичном инструктаже;
вывешивает на рабочих местах или участках;
хранит в ином месте, доступном для работников.
(Методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда, утв. Минтрудом России 13 мая 2004 г.).
Наша компания оказывает юридические и бухгалтерские услуги. Нужно ли нам иметь инструкции по охране труда для работников?
Да, нужно.
Инструкция по охране труда должна быть на каждую должность, которая есть в штатном расписании организации. Работодатель
обязан разработать и утвердить правила и инструкции по охране труда для работников с учетом мнения профсоюза (ч. 22 ст. 212 ТК РФ).
Образцы инструкций по охране труда есть в Методических рекомендациях по разработке инструкций по охране труда (утв. Минтрудом России 13 мая 2004 г.).
Какая минимальная площадь рабочего места должна быть у специалиста по охране труда?
Для сотрудника офиса, в том числе специалиста по охране труда, площадь одного рабочего места составит:
не менее 6 кв. м — если рабочее место сотрудника оборудовано компьютером с монитором на базе электронно-лучевой трубки (в настоящее время практически не встречается);
4,5 кв. м — если рабочее место сотрудника оборудовано компьютером с жидкокристаллическим или плазменным монитором (п. 3.4 СанПиН 2.2.2/2.4.1340–03).
Если в помещении размещена копировально-множительная техника, то размер помещений на одного работающего должен быть не менее 6 кв. м при кубатуре не менее 15 куб. м (п. 4.8 СанПиН 2.2.2.1332–03).