Главное
Современные резервуары обеспечивают безопасное хранение нефтепродуктов на АЗС
Необходимо проводить периодические испытания, проверки и осмотры резервуаров
При зачистке резервуара необходимо оформить много документов
Все действия с резервуаром (испытания, проверки, зачистки) необходимо вносить в паспорт резервуара
Резервуары для бензина и других нефтепродуктов используют на автозаправочных станциях (обычных, газовых, многотопливных АЗС) для хранения и отпуска бензина и других нефтепродуктов. Эти инженерные сооружения можно располагать над или под землей.
Резервуар работает при меняющейся температуре, в условиях повышенного давления, вибраций, подвергается влиянию осадков и коррозии.
Обеспечить безопасную работу с топливом — основная задача руководителя автозаправки. Как правильно эксплуатировать резервуары для бензина, разберемся в статье.
Работать с резервуаром для хранения топлива можно, если на нем установлено исправное оборудование.
Обратите внимание
Вся работа с резервуаром зависит от его номинального объема. Есть четыре класса опасности: I — объем более 50 000 м³; II — 20 000–50 000 м³; III — 1000–20 000 м³; IV — менее 1000 м³.
Резервуар проходит первичную проверку при выпуске из производства и должен проходить испытания, проверки, осмотры и ремонты на АЗС. График технического обслуживания и ремонта утверждает руководитель или технический руководитель автозаправки.
Испытания резервуара надо проводить, когда:
резервуар новый;
был реконструирован;
был отремонтирован.
Проверку проводят так: резервуар полностью наполняют водой и выдерживают минимум 24 часа. Уровень жидкости не должен измениться. Если испытания прошли, надо составить акт в произвольной форме, который утверждает технический руководитель.
На каждый резервуар нужен технический паспорт. Его образец представлен в приложении 2 к РД 153–39.2-080-01. Заполнять нужно все графы. Также резервуар должен пройти градуировку и иметь градуировочную таблицу. Градуировку проводит специальная аттестованная организация после установки резервуара и проведения всех испытаний. Руководитель АЗС утверждает таблицу на 5 лет.
Периодическую градуировку проводят:
по окончании срока действия градуировочных таблиц;
после ремонта и зачистки резервуаров;
после периодической поверки вместимости.
На резервуаре должны быть обозначения: порядковый номер, марка нефтепродукта, максимальная высота наполнения, базовая высота. Базовую высоту (высотный трафарет) ежегодно измеряют летом, после ремонта. Результат измерений записывают в акте. Его утверждает руководитель АЗС. Документ прикладывают к градуировочной таблице. Если измеренное значение больше, чем в предыдущем измерении, то резервуар надо вывести из эксплуатации. Также необходимо прекратить работу, если есть сквозная коррозия стенки или днища.
Важно
Даже если резервуар немного изменился по форме или наклонился, то нужно обязательно провести внеочередную проверку и составить новую градуировочную таблицу
Периодическую проверку проводят в среднем через 5 лет на месте, где установлен резервуар.
Например, для резервуаров типа РВС частичное диагностирование нужно через 5 лет, полное — через 10 лет (см. Рекомендации по техническому диагностированию сварных вертикальных цилиндрических резервуаров для нефти и нефтепродуктов, утв. приказом Ростехнадзора от 31 марта 2016 г. № 136). Для других резервуаров: частичное — через 4 года, полное — через 8 лет. При этом важно, чтобы резервуар удовлетворял требованиям длительной безопасной эксплуатации, то есть работал все это время без проблем.
Периодическую зачистку необходимо делать:
в ходе ремонта;
когда проводят поверку или калибровку объемным методом;
при смене хранящегося нефтепродукта (например, вместо бензина — дизельное топливо).
Зачистка резервуара проходит в несколько этапов. На каждом из них нужно оформить определенный документ. Этапы и виды документов вы найдете в таблице.
Этапы проведения зачистки, как их оформить
Этапы зачистки резервуара |
Какой документ оформить |
Кто оформляет |
Примечания |
Распланировать работы |
План производства работ |
Производитель работ |
Согласовать с технической службой, службой по ОТ, по пожарной безопасности. Утвердить у руководителя |
Распределить обязанности |
Инструкция по зачистке |
Руководитель АЗС |
Надо подготовить бригадув соответствии с инструкцией по зачистке |
Определить специальные средства для работы |
Журналы учета СИЗ, спецодежды и т. п. |
Производитель работ |
Подготовить спецодежду, спецобувь, индивидуальные СИЗ, спецприспособления, технические средства, обтирочные материалы и т. п. |
Провести инструктаж работников |
Журнал инструктажа |
Ответственный производитель работ |
Нужны отметки и подписи всех работников в журнале |
Проверить готовность резервуара |
Акт готовности резервуара к зачистным работам |
Ответственный производитель работ |
|
Допустить к работе |
Наряд-допуск на зачистку |
Руководитель |
|
Осмотреть место работы |
Дополнительный инструктаж |
Ответственный производитель работ |
Необходимо сделать до начала зачистки |
Выполнить зачистку |
Акт выполненной зачистки резервуара (см. приложение 4 к РД 153–39.2-080-01) |
Руководитель |
После зачистки |
В акте зачистки резервуара надо указывать объем извлеченных продуктов. Как их хранить, вывезти и утилизировать — решает руководство АЗС с учетом требований местного отделения Ростехнадзора.
После зачистки в паспорте резервуара надо сделать отметку с указанием даты.
Ответственный работник АЗС должен проводить профилактические осмотры оборудования резервуара:
ежедневно (ежесменно) осматривать сливное оборудование, технологические колодцы;
зимой регулярно очищать его от инея и льда;
периодически осматривать дыхательные клапаны в соответствии с инструкцией завода-изготовителя, но не реже двух раз в месяц в теплое время года и не реже одного раза в десять дней зимой.
Результаты ремонтов и устраненные неисправности надо отмечать в журнале учета ремонта оборудования и паспорте резервуара.
В настоящее время разрабатывается проект федерального закона, устанавливающего специальный технический регламент «О требованиях к бензинам, дизельному топливу и отдельным горюче-смазочным материалам». В нем отдельными пунктами стоят вопросы безопасности при транспортировке, безопасного хранения и реализации продукции.