Чтобы обеспечить охрану труда и безопасную работу водителей:
Это указано в Правилах обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса от 15.01.2014 № 7 (далее — Правила № 7).
С 27 сентября 2018 года вступили в силу новые Правила по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденные приказом Минтруда от 06.02.2018 № 59н (далее — Правила № 59н). С этой же даты перестали действовать Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте, которые утвердили в 2003 году.
До того как новые правила вступили в силу:
Разработайте и утвердите инструкции по охране труда для водителя и ознакомьте работника под подпись (п. 3 Правил № 59н).
Все предприятия, которые перевозят пассажиров и грузы автомобильным транспортом, должны ежегодно планировать и проводить мероприятия по подготовке:
То есть если на предприятии есть хотя бы один штатный водитель с транспортным средством, то предприятию нужно распланировать и провести эти мероприятия.
Обязательные мероприятия по подготовке водителей
Мероприятия по подготовке работников к безопасной работе | Как часто проводить |
Профессиональный отбор | При приеме на работу |
Подготовка работников в обучающей организации в соответствии с профессиональными и квалификационными требованиями | При приеме на работу. Далее один раз в год для сотрудников автотранспортных организаций, поднадзорных Минтрансу. Остальные предприятия сами решают, нужно ли еще повышать квалификацию водителей и как часто это делать |
Стажировка водителей | При приеме на работу, далее при переводе на новый маршрут, новый тип или модель транспорта |
Инструктаж по охране труда и БДД | При приеме на работу, далее один раз в три месяца |
Обучение и проверка знаний требований охраны труда | При приеме на работу, далее один раз в год |
Обязательные медосмотры водителей | В соответствии с Порядком, утвержденным приказом № 302н |
Совершенствование навыков оказания первой помощи пострадавшим в ДТП | При приеме на работу, далее один раз в три месяца |
Соблюдение режима труда и отдыха водителей и контроль за этим | Ежедневно |
Мероприятия по подготовке транспортных средств к безопасной эксплуатации:
Далее по мере необходимости проверяйте, как проводят эти мероприятия. Результаты проверки оформляют в документальной форме.
Не реже одного раза в квартал проверьте проведение мероприятий:
Не реже одного раза в год для автотранспортных организаций, поднадзорных Минтрансу, и по решению работодателя для остальных организаций проверяют проведение мероприятий:
Это следует из пункта 5 Правил № 7.
Мероприятия по подготовке водителей к безопасной работе и транспорта к безопасной эксплуатации нужны, чтобы избежать дорожно-транспортных происшествий. Если ДТП избежать не удалось, нужно провести анализ причин и условий, которые способствовали возникновению ДТП (п. 6 Правил № 7).
Водительская справка, которую водитель получает перед оформлением водительских прав, не заменяет предварительный медосмотр. То есть даже если у водителя есть действующая водительская справка, его все равно нужно направить на предварительный медосмотр в общем порядке.
Проверьте у соискателя, который претендует на профессию водителя:
Требования к квалификации и стажу работы см. в приказе Минтранса от 28.09.2015 № 287.
При поступлении на работу направьте водителя на предварительный медосмотр, чтобы определить, может ли он выполнять свои обязанности по состоянию здоровья (ст. 213 ТК).
При заключении трудового договора, проинформируйте работника о СИЗ, которые ему полагаются и выдайте ему эти СИЗ в соответствии с Межотраслевыми правилами обеспечения работников СИЗ.
Водители проходят стажировку:
Стажировку проводит работодатель. Он самостоятельно определяет количество часов и содержание стажировки. По возможности проводите стажировку на транспортном средстве того же типа и модели и на том же маршруте, на котором сотрудник будет в дальнейшем самостоятельно работать. Стажировку проводят под руководством и контролем водителя-наставника.
Наставника назначьте из других сотрудников-водителей, которые не попадали в ДТП по своей вине и со стажем работы на соответствующем транспортном средстве:
Стажировка состоит из инструктажа и практики.
На инструктаже водитель получает информацию о специфике выполнения трудовых функций, которые связаны с перевозкой пассажиров и грузов. Цель стажировки — подтвердить, что умения водителя соответствуют квалификационным требованиям и он сможет самостоятельно управлять конкретным транспортным средством.
В практику включите управление транспортным средством без выезда и с выездом на дороги общего пользования. Для водителей маршрутных транспортных средств практическое управление транспортным средством с выездом на дороги общего пользования должно включать движение по маршруту без пассажиров и с пассажирами.
По итогам стажировки оформите стажировочный лист. Форма документа произвольная, при этом в нем обязательно отразите:
Ведите документальный учет всех стажировок каждого водителя.
Об этом говорится в пунктах 13–22 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса от 11.03.2016 № 59.
Проводите обязательные медосмотры водителей. Направьте водителя на внеочередной медосмотр, если выявите признаки ухудшения здоровья водителя, которые угрожают безопасности движения.
Обеспечьте документальный учет и анализ результатов всех медосмотров водителей, чтобы выявить сотрудников, которые склонны:
Режимы труда и отдыха водителей установите в ПВТР в соответствии с Положением, утвержденным приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15. Чтобы не нарушить режим, применяйте показания тахографа, табелей, путевых листов.
Это следует из пунктов 10–15 Правил № 7.
Если водители сталкиваются с вредными и опасными производственными факторами, которые перечислены в п. 7 Правил № 59н, нужно принять меры, чтобы исключить или снизить до допустимого уровня эти факторы. Если исключить или снизить факторы невозможно, то выполнение работ без соответствующих СИЗ запрещено (п. 8 Правил № 59н). В новых правилах перечень расширили, в них включили физические и нервно-психические перегрузки.
Не допускайте к перевозкам пассажиров и грузов транспортное средство, которое не соответствует требованиям безопасности, установленным Основными положениями, утвержденными постановлением Совета министров — Правительства от 23.10.1993 № 1090. Допустите транспортное средство к перевозкам после устранения несоответствий и повторного контроля технического состояния.
Работодатель должен обеспечить эксплуатацию, техническое обслуживание, ремонт и проверку технического состояния транспортных средств (п. 3 Правил № 59н).
Чтобы обеспечить безопасность транспортных средств, которые используют для перевозок пассажиров и грузов:
В случае дорожно-транспортного происшествия с транспортным средством предприятия проведите анализ причин и условий, которые способствовали возникновению ДТП. Результаты анализа оформите документально и храните не менее трех лет.
При анализе установите информацию по водителю, который попал в ДТП, по транспортному средству и по должностным лицам предприятия, ответственным за безопасную эксплуатацию транспортных средств, в соответствии с пунктом 6 Правил № 7.
Проверьте, все ли учтено при анализе причин и условий, которые способствовали возникновению ДТП, по чек-листу.