Из-за ошибок при организации работ во втором полугодии 2018 года произошло 343 смертельных несчастных случая на производстве. Чтобы снизить уровень профриска на площадках погрузочно-разгрузочных работ, специалист по охране труда должен регулярно контролировать, как работники соблюдают требования безопасности. В статье расскажем, как должна проходить подготовка рабочих мест к погрузке и разгрузке, на что обратить внимание при проверках, а также какие требования предъявляют к здоровью и образованию сотрудников. Воспользуйтесь наглядными памятками, чтобы не нарушить установленные нормы и правила.
Кого привлекать к работам
Привлекайте к погрузочно-разгрузочным работам только совершеннолетних работников (п. 5 Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов, утв. приказом Минтруда от 17.09.2014 № 642н; далее — Правила № 642н). Выполнять такие работы могут и мужчины, и женщины. От пола работника зависит только величина допустимой нагрузки. В нормах прописали отдельно для мужчин и женщин, тяжести какого веса можно поднимать и погружать, а какие — поднимать, перемещать и погружать. Допустимые для сотрудников нагрузки смотрите в памятке.
Допустимые нормы для перемещения грузов вручную отличаются от норм для погрузки и разгрузки — не путайте их
Если погрузочно-разгрузочные работы проводят при пониженных или повышенных температурах либо нагрузки при подъеме, перемещении, удержании тяжестей превышают допустимые уровни, не привлекайте к труду инвалидов. Им нельзя выполнять работы с вредными производственными факторами и нагрузками, которые превышают гигиенические нормативы и негативно влияют на здоровье (п. 4.2 СП 2.2.9.2510–09).
Все работники из утвержденного работодателем списка контингента должны проходить предварительный и периодический медосмотры. Когда составляете список контингента, изучите, какие вредные и опасные факторы воздействуют на сотрудников и какие условия труда у них на рабочих местах.
Перечень вредных и опасных факторов смотрите в отчете о спецоценке своей организации. Учтите, что по шести физическим факторам медосмотр проводят, только если условия труда на рабочем месте по результатам спецоценки отнесли к классу 3.1 и выше (приложение 1 к приказу Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н, далее — Приказ № 302н). К таким факторам относят: шум, пониженную и повышенную температуру воздуха, световую среду, физические и сенсорные нагрузки. Степень воздействия остальных факторов из приложения не имеет значения: если их выявили на рабочем месте сотрудника, его нужно направить на медосмотр.
Если на рабочем месте еще не проводили спецоценку, получить необходимую информацию можно в рамках производственного контроля. Кроме того, проанализируйте трудовые обязанности и материалы, которые сотрудник применяет в работе. Например, используйте эксплуатационную, технологическую и иную документацию на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, которые применяют при производственной деятельности (п. 19 приложения 3 Приказа № 302н).
Работников направляют на медосмотры не только тогда, когда на них воздействуют производственные факторы, но и если они выполняют определенный вид работ. Поэтому помимо факторов из приложения 1 к Приказу 302н крановщиков обязательно направляют на медосмотр по пункту 1.1 приложения 2, а водителей погрузчиков — по соответствующему подпункту пункта 27 приложения 2.
Работодатели вправе установить требования охраны труда для погрузочно-разгрузочных работ и размещения грузов, которые улучшают условия труда работников (п. 7 Правил № 642)
Работники до начала работы должны пройти вводный и первичный инструктажи по охране труда. Если работы выполняют по наряду-допуску, с сотрудниками дополнительно проводят целевой инструктаж. Обучение по охране труда организуйте в течение первого месяца после приема сотрудника на работу.
Если сотрудники при работе используют грузоподъемные машины, у них должны быть удостоверения (свидетельство) на право производства таких работ. Поэтому крановщики (машинисты крана), водители погрузчиков, трактористы-машинисты, стропальщики, рабочие подъемной платформы и другие работники, которые используют грузоподъемные машины, должны быть предварительно обучены в учебном центре по программе профессионального образования.
Руководители и специалисты на опасных производственных объектах, организующие и контролирующие проведение погрузочно-разгрузочных работ с применением взрывчатых веществ, должны быть аттестованы по промышленной безопасности. Автотранспорт, который используют для перевозки опасных веществ, нужно регистрировать в Ростехнадзоре.
Водители, которые перевозят опасные грузы, должны пройти курсы обучения и получить допуск к перевозке опасных грузов согласно международному соглашению ДОПОГ (дорожная перевозка опасных грузов). Такое обучение водители могут пройти только в обучающих организациях, которые после курсов выдают свидетельства. Грузчикам и стропальщикам свидетельство не нужно, но они обязаны пройти обучение безопасности при погрузке опасных грузов по охране труда, но и на этом их подготовка не заканчивается.
При работе с опасными грузами водителей, грузчиков, стропальщиков и других рабочих необходимо обучить промбезопасности в рамках производственных инструкций. Работников, которые производят погрузку и перевозят отходы I–IV классов опасности, нужно обучить обращению с отходами.
Приступать к погрузочно-разгрузочным работам на постоянных площадках можно только после того, как подготовят рабочие места. Для этого руководителям и специалистам, ответственным за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ, необходимо:
Если перед началом работ сотрудники обнаружили недостатки и неисправности, о них необходимо сообщить непосредственному руководителю работ. Такое требование следует прописать в инструкциях по охране труда.
При организации работ приказ Ростехнадзора от 10.05.2007 № 317 применяют в части, которая не противоречит правилам по охране труда
Когда будете контролировать, как организовали погрузочно-разгрузочные работы, проверьте технические документы. Попросите у ответственного исполнителя работ технологические карты и проекты (планы) производства работ (далее — ППР). Узнайте, кто их разрабатывал. Если при работах используют грузоподъемные машины, ППР и технологические карты разрабатывают специалисты с опытом работы в строительстве, подготовкой и аттестацией по промбезопасности опасных производственных объектов (п. 1.3 приказа Ростехнадзора от 10.05.2007 № 317). Для разработки технологических карт используют технологический регламент, производственные инструкции по типовым способам и приемам работ, инструкции по обработке опасных грузов и т. д.
Посмотрите, висят ли в местах производства работ графические изображения схем и способов строповки, зацепки грузов. Спросите у работников, выдали ли им такие документы на руки. Если у разработчиков проектов нет данных о массе и центре тяжести груза или схему строповки не разработали, выдающий наряд должен назначить ответственного за безопасное производство работ. В таком случае погрузку и разгрузку производят только под его руководством.
Погрузочно-разгрузочные работы повышенной опасности выполняют по наряду-допуску. В каждой организации должен быть утвержденный работодателем перечень таких работ. Примерный перечень погрузочно-разгрузочных работ, которые можно выполнять только по наряду-допуску, смотрите в приказе об организации погрузочно-разгрузочных работ. Он составлен с учетом действующих норм и правил и не является исчерпывающим. Каждое предприятие утверждает перечень работ повышенной опасности в зависимости от специфики деятельности.
Следите за тем, как работники выполняют требования по охране труда, когда вручную перемещают грузы. Нельзя обгонять впереди идущих работников, находиться в зоне движения транспорта и мешать его работе, работать без защитной каски и сигнального жилета.
Не позволяйте работникам ходить по уложенным грузам: они могут поскользнуться и получить травму. Если груз тяжелее 50 кг, поднимать и снимать его должны как минимум двое мужчин. Один работник может надорваться, травмировать спину и утратить трудоспособность.
Несколько работников, которые перемещают груз вручную, должны идти в ногу. Требуйте, чтобы все работники переносили длинномерные грузы с одной стороны плечевого пояса — правой или левой (п. 111 Правил № 642н). Так снизите травматизм из-за перекоса груза.
Перемещать вручную груз массой до 80 кг можно, только если расстояние до места размещения груза не превышает 25 м. Если расстояние больше, работники должны применять тележки, вагонетки, тали. Когда груз, например бочку с дегтем, перемещают катом, работник должен находиться позади груза и толкать его от себя.
Сводите к минимуму ручной труд при производстве работ, применяйте приспособления, когда есть возможность. Например, используйте специальные захваты, чтобы перекатывать бревна и балки. При этом масса груза на одного работника не должна превышать 40 кг (п. 100 Правил № 642н).
До начала работы сотрудники должны убедиться в исправности оборудования и инструмента, проверить защитное заземление у электрооборудования. Необходимо закрывать на замок выходы на крановые пути, галереи мостовых работающих кранов. Сотрудников на них допускают по наряду-допуску.
В зоне, где могут находиться люди, ограждают:
Работу конвейера начинают только после того, как находящихся вблизи людей оповестят сигналом. Какие еще правила и запреты надо соблюдать, когда используете оборудование и инструменты при погрузочно-разгрузочных работах, смотрите в памятке.
Как разделяют опасные грузы, смотрите в приложениях к Международному соглашению государств от 30.09.1957
Что зависит от класса опасности груза. Опасные грузы различают по тому, какой ущерб они могут нанести. От класса вещества зависят и способы, которыми их перевозят, и требования к автотранспорту и перевозчикам. К наиболее опасным относят грузы в неустойчивом состоянии, которые при перевозке могут самовозгореться или взорваться. Опасные грузы делят на девять классов, первые три класса опаснее всего.
Как производят погрузку и разгрузку опасных грузов. Погружать, перевозить и перемещать, разгружать и размещать опасные грузы необходимо по требованиям технической документации заводов-изготовителей. Если тара и упаковка грузов повреждена или на ней нет маркировки и предупредительных надписей, проводить погрузочно-разгрузочные работы нельзя.
Опасные грузы — химические или физические вещества, материалы или изделия, перевозка которых несет потенциальную угрозу жизни и здоровью людей, животных, растений, других природных объектов
Двигатель автомобиля во время погрузки и разгрузки опасных грузов нужно выключать. Двигатель не выключают, если он приводит в действие насос, с помощью которого наливают или сливают груз. В этом случае водитель должен находиться у места управления насосом.
Запрещено курить в машине и на расстоянии 10 метров от грузов, когда погружают и разгружают сжатые, сжиженные, растворенные под давлением газы и легковоспламеняющиеся жидкости. Нельзя погружать и разгружать в общественных местах населенных пунктов безводную бромистоводородную кислоту, безводную фтористоводородную кислоту, сероводород, хлор, двуокись серы и двуокись азота, хлорокись углерода, не имея на это разрешения от надзорных органов (п. 135 Правил № 642н).
Нельзя погружать баллоны с растворенным под давлением, сжатым, сжиженным газом и легковоспламеняющиеся жидкости вместе:
Сосуды с газом закрепляют в кузове так, чтобы они не могли опрокинуться и упасть. Нельзя бросать их или подвергать толчкам.
В кабине транспорта, который перевозит легковоспламеняющиеся жидкости и газовые баллоны, не должны находиться посторонние.
Какие требования действуют для транспорта. Перевозить легковоспламеняющиеся жидкости и баллоны с газами необходимо специальным транспортом с искроуловителями на выхлопных трубах и металлическими цепочками для снятия зарядов статического электричества. Транспорт должен быть укомплектован средствами пожаротушения с соответствующими обозначениями.
Электротранспорт для перевозки легковоспламеняющихся жидкостей и ядовитых веществ можно использовать только как тягач. Его также надо оборудовать средствами пожаротушения.
Можно вручную одному рабочему |
Можно вручную, но вдвоем, а лучше – втроем |
Надо использовать тележку |