Меню

О внесении изменений в статьи 24 и 37 Федерального закона "О пожарной безопасности"

 

Вносится сенаторами
Российской Федерации
В.Н. Бондаревым, Ю.Л. Воробьевым,
К.О. Казаноковым, Б.Б. Хамчиевым.

Проект
№ 1188754-7

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в статьи 24 и 37 Федерального закона "О пожарной безопасности"

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 35, ст. 3649; 2004,№ 35, ст. 3607; 2006, № 44, ст. 4537; 2008, № 30, ст. 3593; 2016, № 1, ст. 68; 2017, № 22, ст. 3069), следующие изменения:

1) статью 24 дополнить частью пятой следующего содержания:

"работники и лица, привлекаемые к выполнению видов деятельности в области пожарной безопасности, должны соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации и (или) профессиональным стандартам.";

2) часть вторую статьи 37 дополнить абзацем следующего содержания:

"назначать работника, ответственного за обеспечение пожарной безопасности, квалификация которого соответствует квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации и (или) профессиональным стандартам.".

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации

Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 24 и 37 Федерального закона "О пожарной безопасности"

Трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы) согласно статье 57 Трудового кодекса Российской Федерации указывается в трудовом договоре. При этом с выполнением работ по определённым должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений. Наименования таких должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации или профессиональным стандартам.

Указанное предоставление компенсаций и льгот, а также наличие ограничений имеют место в выполнении работ и оказании услуг в области пожарной безопасности и вызывают необходимость приведения положений Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ"О пожарной безопасности"(далее Федеральный закон "О пожарной безопасности") в соответствие с положениями Трудового кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, решение вопроса о целесообразности включения соответствующих норм в конкретные законодательные акты при условии их наличия в Трудовом кодексе Российской Федерации относится к усмотрению законодателя.

Аргументацией обязательности соответствия работников, привлекаемых к выполнению работ и услуг в области пожарной безопасности, квалификационным требованиям или профессиональным стандартам выступает необходимость наличия у указанных работников специальных знаний или специальной подготовки для защиты жизни и здоровья граждан.

Тезис о том, что "человеческий фактор остается одной из основных причин крупных техногенных аварий и пожаров" является одним из выводов "Стратегии в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года" утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 16 октября 2019 года № 501.

В 2018 году на пожарах погибло 7909 человек, в 2019 году – 9461 человек.

По официальной информации МЧС России прямой материальный ущерб, связанный с несрабатыванием систем пожарной автоматики при возникновении пожара в 2018 году составил 211 220 тысяч рублей, в 2019 году– 420 055 тысяч рублей. Прямой материальный ущерб от пожаров на объектах, где была отключена система пожарной автоматики, в 2018 году составил11 148 тысяч рублей, в 2019 году – 51 784 тысячи рублей.

Снижение показателей смертности и прямого ущерба возможно посредством привлечения к обеспечению пожарной безопасности квалифицированных работников.

Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон "О пожарной безопасности" нормами, содержащими требование о соответствии работников и лиц, привлекаемых к выполнению видов деятельности в области пожарной безопасности, квалификационным требованиям и профессиональным стандартам, а также обязанность руководителя организации назначать работника, ответственного за обеспечение пожарной безопасности, соответствующего указанным требованиям.

Кроме того, в целях сохранения трудовых гарантий и прав работников и лиц, привлекаемых к видам деятельности в области пожарной безопасности, на установление новых требований предусмотрены девяносто дней со дня официального опубликования федерального закона после его принятия.

Предлагаемые изменения внесут значительный вклад в реализацию задач по развитию системы профилактики пожаров, внедрение механизмов и технологий осуществления пожарного надзора основанного на применении риск-ориентированного подхода, достижение целевых показателей по снижению гибели на пожарах и прямого материального ущерба.