Меню

Учебный центр информирует о приказе № 110 Федеральной службы РФ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ

от 15 марта 2023 года № 110

Об утверждении доклада о правоприменительной практике контрольной (надзорной) деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности за 2022 год

В соответствии с частью 4 статьи 47 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и пунктом 41 Положения о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. № 1082, приказываю:

утвердить прилагаемый доклад о правоприменительной практике контрольной (надзорной) деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности за 2022 год.

Вр.и.о. Руководителя
А.В. Демин

Утвержден
приказом Федеральной
службы по экологическому,
технологическому
и атомному надзору
от 15 марта 2023 года № 110

Доклад
о правоприменительной практике контрольной (надзорной) деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности за 2022 год

Общие положения

Настоящий доклад о правоприменительной практике при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности за 2022 год подготовлен в целях реализации положений Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. № 1082 "О федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности", в соответствии с приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30 августа 2021 г. № 287 "Об утверждении Порядка организации работы по обобщению правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору".

Целями обобщения и анализа правоприменительной практики являются:

Надзор за объектами горнорудной и нерудной отрасли

За 2022 год на поднадзорных объектах горнорудной и нерудной отрасли произошло 2 аварии, за аналогичный период 2021 года произошло 2 аварии.

За отчетный период произошло 39 несчастных случаев со смертельным исходом, за аналогичный период 2021 года зарегистрировано 43 случая смертельного травматизма (-4).

В 2022 году в горнорудной и нерудной отрасли Ростехнадзором проведено 1824 проверки, из них плановых - 254, внеплановых - 183, проведенных в режиме постоянного государственного надзора - 1387.

В ходе проверок выявлено 9485 правонарушений. По результатам проверок наложено 1132 административных наказания. Административное приостановление деятельности применялось 44 раза, временный запрет деятельности - 35.

На нарушителей обязательных требований промышленной безопасности наложен 861 административный штраф. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 62548 тыс. рублей.

По результатам проведенного анализа проверок поднадзорных организаций в 2022 году часто встречающимися нарушениями обязательных требований промышленной безопасности явились:

Надзор за металлургическими и коксохимическими объектами

За 2022 год на поднадзорных объектах металлургической и коксохимической промышленности произошло 2 аварии. За аналогичный период 2021 года произошло 4 аварии.

За отчетный период 2022 года произошло 6 несчастных случаев со смертельным исходом, в 2021 году - 12 смертельных случаев.

В течение 2022 года на объектах металлургической и коксохимической промышленности Ростехнадзором проведена 481 проверка, из них плановых - 174, внеплановых - 126, проведенных в режиме постоянного государственного надзора - 181.

В ходе проверок выявлено 3046 правонарушений. По результатам проверок наложено 464 административных наказания, административное приостановление деятельности применялось 18 раз, временный запрет деятельности - 10 раз.

На нарушителей обязательных требований промышленной безопасности наложено 370 административных штрафов. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 38379 тыс. рублей.

Основные нарушения законодательных и нормативных правовых актов в области промышленной безопасности, ставшие причиной аварий и случаев смертельного травматизма на объектах металлургических производств, связаны с формальным подходом руководителей эксплуатирующих организаций к вопросам функционирования систем управления промышленной безопасностью и производственного контроля.

По результатам проверок поднадзорных опасных производственных объектов выявлены типовые нарушения обязательных требований промышленной безопасности:

Приведенные данные свидетельствуют о том, что при проведении проверок металлургических объектов инспекторским составом в достаточной мере используются полномочия, определенные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Наибольшее количество обращений в Ростехнадзор юридических лиц рассмотрено по информационным системам общего пользования:

Надзор за обращением взрывчатых материалов промышленного назначения

В 2022 году на объектах обращения взрывчатых материалов промышленного назначения Ростехнадзором проведено 515 проверок соблюдения обязательных требований, 174 плановых, 108 внеплановых, проведенных в режиме постоянного надзора 233.

В ходе проведенных проверок выявлено 1277 нарушений, наложено 231 административное наказание. Административное приостановление деятельности применялось в 2 случаях, временный запрет деятельности не применялся. Количество примененных мер профилактического воздействия (предостережения) - 90.

На нарушителей обязательных требований наложено 189 административных штрафов, общая сумма которых составила 17252,5 тыс. рублей.

В соответствии с актами проведенных расследований аварий и несчастных случаев на поднадзорных объектах, а также проверок поднадзорных организаций типовыми нарушениями обязательных требований промышленной безопасности явились:

В 2022 году произошла 1 авария (в 2021 году - 4), погибло 5 человек (в 2021 году - 20 смертельных случаев).

Надзор за объектами химического комплекса и объектами транспортирования опасных веществ

В 2022 году количество поднадзорных организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты химического комплекса составило 3561, транспортирования опасных веществ - 1925.

В 2022 году на опасных производственных объектах химического комплекса произошло 5 аварий, несчастных случаев со смертельным исходом не зарегистрировано (в 2021 году произошло 8 аварий и 5 несчастных случаев), на объектах транспортирования опасных веществ учетных событий не зарегистрировано. Отмечается снижение аварий на 3 случая и смертельного травматизма на 5 случаев.

Необходимо отметить, что происшедшие аварии зарегистрированы в организациях, эксплуатирующих объекты I класса опасности (1), в отношении которых организован постоянный государственный надзор, и III класса опасности (4), в отношении которых плановые проверки проводятся не чаще одного раза в 3 года (в 2021 году - 1 на объекте II класса опасности и 7 на объектах III класса опасности).

В 2022 году территориальными управлениями Ростехнадзора проведено проверок в отношении организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты химического комплекса - 1932 (в 2021 году - 2937) и транспортирования опасных веществ - 154 (в 2021 году - 574).

В ходе проверок было выявлено:

общее количество правонарушений на опасных производственных объектах химического комплекса - 10685 (в 2021 году - 17849) и транспортирования опасных веществ - 207 (в 2021 году - 6915), из них: нарушений обязательных требований законодательства на опасных производственных объектах химического комплекса - 9312 (в 2021 году - 16156) и транспортирования опасных веществ - 191 (в 2021 году - 1631) соответственно, невыполнение предписаний органов государственного контроля (надзора) на опасных производственных объектах химического комплекса - 1370 (в 2021 году - 1696) и транспортирования опасных веществ - 16 (в 2021 году - 112).

Характерными нарушениями требований промышленной безопасности за отчетный период явились:

По результатам проверок, проведенных территориальными управлениями Ростехнадзора за 2022 год, наложено общее количество административных наказаний в отношении организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты химического комплекса - 958 и транспортирования опасных веществ - 37, в том числе применено:

административное приостановление деятельности в отношении организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты химического комплекса - 2, дисквалификация в отношении должностных лиц организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты химического комплекса и транспортирования опасных веществ, не применялась, применено предупреждение в отношении организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты химического комплекса - 172 и транспортирования опасных веществ - 6.

В рамках профилактических мероприятий было объявлено предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований в области промышленной безопасности в адрес организаций, эксплуатирующих объекты химического комплекса - 443 и транспортирования опасных веществ - 36.

В течение 2022 года центральным аппаратом Ростехнадзора даны письменные разъяснения по обращениям организаций и граждан, в том числе по вопросам реализации положений федеральных норм и правил в области промышленной безопасности и руководств по безопасности, к примеру:

При этом в рамках необходимых организационных мероприятий для реализации новых требований на официальном сайте Ростехнадзора размещена информация с целью информирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в разделе: "Главная - Промышленная безопасность - Общепромышленный надзор" об актуализированных нормативных правовых актах, касающихся объектов химического комплекса.

Во исполнение приказа Ростехнадзора от 23 апреля 2015 г. № 169 "О предоставлении информации в Информационный бюллетень Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" в журнал "Безопасность труда в промышленности" направлены текстовые информационные материалы (с фотографиями) по зарегистрированным авариям, инцидентам и несчастным случаям, происшедшим в поднадзорных организациях в 2021 году (журнал "Безопасность труда в промышленности" № 2(119) 2022).

Надзор за объектами оборонно-промышленного комплекса

Надзор за объектами оборонно-промышленного комплекса (далее - ОПК), на которых обращаются химически опасные вещества, взрывчатые вещества и изделия на их основе, осуществляется в отношении 546 объектов, в том числе: I класса опасности - 88 (в 2021 году - 63); II класса опасности - 33 (в 2021 году - 32); III класса опасности - 425 (в 2021 году - 399).

В 2022 году на объектах ОПК зарегистрировано 2 аварии и 2 групповых несчастных случая, в результате которых пострадало 12 работников, из них 7 - смертельно. Отмечается снижение аварийности и смертельного травматизма по сравнению с предыдущим отчетным периодом 2021 года (в 2021 году на объектах ОПК произошло 6 аварий и 10 несчастных случаев со смертельным исходом на объектах I и III классов опасности).

В рамках государственного контроля (надзора) за 12 месяцев 2022 года территориальными управлениями Ростехнадзора в отношении организаций, эксплуатирующих объекты ОПК, проведено 848 контрольно-надзорных мероприятий (в 2021 году - 917), в том числе 20 плановых (в 2021 году - 120), 40 внеплановых (в 2021 году - 113) и 788 в рамках постоянного государственного надзора (в 2021 году - 684).

В ходе проверочных мероприятий зарегистрировано 2211 нарушений обязательных требований промышленной безопасности (в 2021 году - 3829 нарушений).

За 2022 год по результатам проверок в отношении организаций в 333 случаях (в 2021 году - в 392 случаях) применялись административные наказания, в том числе административное приостановление деятельности.

Общая сумма штрафов за 2022 год составила 30549 тыс. рублей (за 2021 год - 29257 тыс. рублей), из них на юридические лица 25530 тыс. рублей (за 2021 год - 22341 тыс. рублей), должностные лица 5000 тыс. рублей (за 2021 год - 6812 тыс. рублей).

При проведении контрольных (надзорных) мероприятий и расследованиях технических причин аварий фиксируются характерные для ОПК в целом нарушения, такие как:

Реализация профилактических мероприятий при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности в 2022 году на поднадзорных объектах ОПК осуществлялась территориальными управлениями по графикам, разработанным и утвержденным в соответствии с приказом Ростехнадзора от 29 декабря 2021 г. № 469 "Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности на 2022 год" и размещенным на официальном сайте соответствующего территориального управления Ростехнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В ходе анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований в сфере общепромышленного надзора не выявлено.

Надзор на взрывопожароопасных объектах хранения и переработки растительного сырья

За 2022 год количество поднадзорных организаций, осуществляющих эксплуатацию 7903 объектов хранения и переработки растительного сырья, составило 3676.

К характерным нарушениям требований промышленной безопасности, выявленным инспекторами территориальных управлений Ростехнадзора в отчетном периоде, можно отнести:

В 2022 году на взрывопожароопасных объектах хранения и переработки растительного сырья произошло 3 аварии (отмечается рост аварийности +1 авария в сравнении с 2021 г.) и 4 несчастных случая со смертельным исходом (рост +1 случай в сравнении с аналогичным периодом 2021 года).

За 2022 год территориальными управлениями Ростехнадзора проведено 187 проверок (в 2021 году - 820), из них плановых - 69 (в 2021 году - 521), внеплановых - 118 (в 2021 году - 229), было выявлено 1277 (в 2021 году - 6915) правонарушений, в том числе выявлено 1023 (в 2021 году - 6667) нарушения обязательных требований законодательства и 254 (в 2021 году - 387) нарушения в части невыполнения предписаний органов государственного контроля, выданных по результатам ранее проведенных проверок.

По результатам проведенных проверок было наложено 262 (в 2021 году - 760) административных наказания, в том числе 21 административное приостановление деятельности (в 2021 году - 48) и 45 предупреждений (в 2021 году - 119). Общая сумма наложенных административных штрафов 19719 тыс. рублей (в 2021 году - 45065 тыс. рублей).

Сведения об оспаривании по административным и судебным решениям действий (бездействия) Управления общепромышленного надзора и его должностных лиц поднадзорными организациями не поступали.

Реализация профилактических мероприятий при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности в 2022 году на поднадзорных объектах осуществлялась территориальными управлениями по графикам, разработанным и утвержденным в соответствии с приказом Ростехнадзора от 29 декабря 2021 г. № 469 "Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности на 2022 год" и размещенным на официальном сайте соответствующего территориального управления Ростехнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Для достижения основных показателей результативности и эффективности программы профилактики в 2022 году территориальными управлениями Ростехнадзора реализовывались следующие мероприятия.

Осуществлялось информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований промышленной безопасности, в том числе посредством проведения территориальными управлениями Ростехнадзора семинаров и конференций, направления информационных писем с рекомендациями о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований.

В то же время вопросы обеспечения противоаварийной устойчивости и эксплуатационной надежности указанных объектов в условиях ограничений на проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" с марта 2022 года, обсуждались на совещаниях, проведенных территориальными управлениями Ростехнадзора с участием Управления общепромышленного надзора в апреле - мае 2022 года поднадзорными организациями во всех субъектах Российской Федерации.

В данных совещаниях в общей сложности приняли участие представители 570 организаций, специализирующихся на хранении и переработке зерновых культур, а также представители региональных органов исполнительной власти, территориальных управлений федеральных органов исполнительной власти.

В ходе совещаний рассматривались следующие основные вопросы:

Также вопросы профилактики аварийности и смертельного травматизма на объектах хранения и переработки растительного сырья и совершенствования контрольной (надзорной) деятельности на них были рассмотрены на семинаре с работниками территориальных управлений Ростехнадзора, проведенном Управлением общепромышленного надзора в сентябре 2022 года (в формате видеоконференц-связи).

По результатам проведения совещаний были определены и предложены к реализации дополнительные меры обеспечения противоаварийной (эксплуатационной) устойчивости объектов растительного сырья.

В целях принятия мер профилактики и предупреждения на данных объектах случаев аварийности и смертельного травматизма в 2022 году в территориальные управления Ростехнадзора были подготовлены и направлены письма (с указаниями для территориальных управлений, а также разъяснениями, предложениями, рекомендациями для поднадзорных организаций):

Территориальными управлениями на поднадзорные организации, эксплуатирующие объекты, направлялись информационные письма с обращением внимания на проведение необходимых мер, обеспечивающих противоаварийную устойчивость на опасных производственных объектах, а также разъяснения об актуализации нормативных правовых актов в области промышленной безопасности.

В целях выполнения показателей результативности и эффективности программы профилактики осуществлялась подготовка доклада о правоприменительной практике и опубликование его на сайте соответствующих территориальных управлений Ростехнадзора, а также проведение публичных обсуждений с отражением формирования единообразного подхода к решению однотипных ситуаций при контроле за работой организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, и выявления типичных нарушений.

В то же время в 2022 году территориальными управлениями Ростехнадзора в отношении 640 опасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья было объявлено 445 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований в области промышленной безопасности.

Территориальными управлениями Ростехнадзора на постоянной основе проводится работа по консультированию поднадзорных предприятий по вопросам, касающимся соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, а также при личном обращении, посредством телефонной связи, в том числе в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия в установленных случаях.

Управлением общепромышленного надзора и территориальными управлениями Ростехнадзора в 2022 году с целью разъяснения законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкования норм, терминов и понятий проводилась разъяснительная работа по поступившим обращениям граждан и юридических лиц, в том числе в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", посредством направления ответов в письменном или электронном виде.

Тематика обращений касалась:

Также во исполнение приказа Ростехнадзора от 23 апреля 2015 г. № 169 "О предоставлении информации в Информационный бюллетень Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" в журнал "Безопасность труда в промышленности" направлены текстовые информационные материалы (с фотографиями) по зарегистрированным авариям и несчастным случаям, происшедшим в поднадзорных организациях в 2021 году.

Заявлений от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты, с целью проведения оценки добросовестности, предусматривающих оценку соответствия организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, критериям добросовестности за 5 лет не поступало.

В 2022 году территориальными управлениями Ростехнадзора направлялись разъяснения по новым требованиям нормативных правовых актов, касающиеся следующего:

Надзор за оборудованием, работающим под избыточным давлением, подъемными сооружениями

За 2022 год на опасных производственных объектах при эксплуатации оборудования, работающего под избыточным давлением, произошло 4 аварии (в 2021 году - 5) и 4 несчастных случая со смертельным исходом (в 2021 году - 1), из них 1 случай смертельного травматизма в результате аварии (взрыв (разрушение) парового котла), остальные 3 несчастных случая не связаны с авариями.

Экономический ущерб от аварий в 2022 году - 18846267,82 рублей.

По результатам расследования причин аварий и несчастных случаев выявлено, что существенными факторами риска являются:

При эксплуатации подъемных сооружений в 2022 году произошло 33 аварии (в 2021 году - 36) и 38 несчастных случаев со смертельным исходом (в 2021 году - 28), из них 12 в результате с аварий на опасных производственных объектах (в 2021 году - 11).

Наибольшее число аварий и несчастных случаев, как и в прошлые годы, происходит при эксплуатации грузоподъемных кранов, преимущественно башенных кранов. По причине отнесения подъемных сооружений к объектам с низким риском возникновения аварии при эксплуатации опасных производственных объектов (IV класс опасности) осуществление государственного надзора за ними предусмотрено только путем мониторинга информации, поступающей из СМИ или от граждан, без проведения плановых проверок. В отсутствие должного надзора за подъемными сооружениями эксплуатирующие организации не в полной мере исполняют требования промышленной безопасности.

Во всех случаях имеет место недостаточное знание руководителями предприятий и организаций требований законодательства в области промышленной безопасности, формальное и безответственное отношение к вопросам промышленной безопасности, нежелание, в отсутствие надзора на опасных производственных объектах IV класса опасности, выполнять требования федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

Первопричиной допущенных нарушений являются действия владельцев опасных производственных объектов, направленные на снижение финансовых издержек в отношении вопросов безопасности.

В 2022 году в отношении оборудования, работающего под избыточным давлением, проведено 4140 проверок поднадзорных организаций (в 2021 году - 6723), из них 481 плановая, 3032 внеплановых (2516 инициировано эксплуатирующими организациями), 422 в рамках режима постоянного государственного надзора. Выявлено 10320 нарушений обязательных требований промышленной безопасности. Наиболее эффективными по выявлению нарушений остаются плановые выездные проверки, в рамках которых выявлено 4405 нарушений.

Общее количество административных наказаний составило 1100 лиц, из них административное приостановление деятельности применялось 44 раза, предупреждения выносились 200 раз, административный штраф 856 раз на общую сумму 80689 тыс. рублей.

По подъемным сооружениям в 2022 году проведено 7392 проверки поднадзорных организаций, из них 6766 проверок инициировано эксплуатирующими организациями в целях пуска в эксплуатацию оборудования.

При проведении проверок выявлено 9399 нарушений обязательных требований промышленной безопасности.

За допущенные нарушения привлечено к административной ответственности 685 лиц. Административное приостановление деятельности применялось 88 раз, предупреждения выносились 250 раз. Всего наложено 347 административных штрафов на общую сумму 30320 тыс. рублей.

По результатам проведенного анализа проверок поднадзорных организаций к наиболее часто встречающимся случаям нарушений обязательных требований, выявленных в 2022 году, относятся:

В целях недопущения нарушения обязательных требований осуществляется профилактика нарушений, разъяснительная работа, осуществляются консультации организаций и граждан по факту их обращений.

На официальном сайте Ростехнадзора в сети "Интернет" размещен перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, привлечения к административной ответственности.

В целях обеспечения информирования широкого круга лиц по отдельным вопросам надзора за оборудованием, работающим под избыточным давлением, на постоянной основе ведется рубрика официального сайта Ростехнадзора в сети "Интернет" "Часто задаваемые вопросы", в которой размещаются вопросы, наиболее часто вызывающие затруднения у граждан и организаций, и ответы на них.

Ключевым и наиболее значимым риском аварий на объектах котлонадзора и подъемных сооружениях является отсутствие проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов IV класса опасности и изготовителей (производителей) оборудования, работающего под давлением. Это приводит к невозможности оценки объективности и достоверности:

Анализ правоприменительной практики показывает, что основной причиной снижения уровня промышленной безопасности в области надзора за оборудованием, работающим под избыточным давлением, и подъемными сооружениями является большое количество находящегося в эксплуатации оборудования, отработавшего свой расчетный срок службы (ресурс), а также низкий уровень исполнительской дисциплины обслуживающего оборудование персонала, руководителей и специалистов предприятий (организаций), осуществляющих его эксплуатацию, ремонт, освидетельствование, диагностирование и экспертизу промышленной безопасности, в связи с чем необходимо повышение эффективности контрольной (надзорной) деятельности, в том числе:

1) посредством разработки новых индикаторов рисков, направленных на выявление достаточных оснований для организации контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием с контролируемым лицом;

2) созданием механизма дистанционного мониторинга на опасных производственных объектах III, IV классов опасности с учетом рисков угрозы жизни и здоровью третьих лиц в случае аварии на объектах, расположенных в границах населенных пунктов, включая площадки опасных производственных объектов АГЗС с оборудованием, работающим под давлением;

3) созданием механизма систематического наблюдения за организациями, осуществляющими ведение работ на опасных производственных объектах, включая производство сварочных работ, неразрушающий контроль, техническое диагностирование, техническое освидетельствование и обследование.

Надзор за объектами нефтегазового комплекса в 2022 году

Сфера деятельности Ростехнадзора в области технологической безопасности включает в себя федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности опасных производственных объектов нефтегазового комплекса:

Число поднадзорных организаций (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) составляет более 41 тысячи.

На опасных производственных объектах нефтегазового комплекса в 2022 году зарегистрировано 42 аварии, что соответствует аналогичному периоду 2021 года (42 аварии) и на 2 аварии меньше, чем за аналогичный период 2020 года (44 аварии).

Распределение аварий по классам опасности на опасных производственных объектах НГК за 2022 год:

За 2022 год на опасных производственных объектах нефтегазодобычи произошло 12 аварий (2 из которых из-за внешнего воздействия), в результате чего показатель аварийности на объектах снизился на 14% (в 2021 году - 14 аварий).

На опасных производственных объектах нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности и объектах нефтепродуктообеспечения произошло 11 аварий, в результате чего показатель аварийности на объектах увеличился на 9% по сравнению с 2021 годом (в 2021 году - 10 аварий).

На опасных производственных объектах магистрального трубопроводного транспорта произошло 7 аварий, в результате чего показатель аварийности на объектах увеличился на 14% по сравнению с 2021 годом (в 2021 году - 6 аварий).

На опасных производственных объектах газораспределения и газопотребления произошло 12 аварий, в результате чего показатель аварийности на объектах остался на уровне 2021 года (в 2021 году - 12 аварий).

На опасных производственных объектах нефтегазового комплекса в 2022 году зарегистрировано 18 несчастных случаев, в которых смертельно травмировано 29 чел., что на 4 несчастных случая и на 16 погибших больше, чем в 2021 году (в 2021 году - 14 несчастных случаев и 13 погибших) (в статистику 2022 года включен 1 несчастный случай с 7 погибшими на платформе ГУП "Черноморнефтегаз" по причине внешнего воздействия). При этом из 18 несчастных случаев, произошедших в 2022 году, 14 были групповыми.

На объектах нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности и объектах нефтепродуктообеспечения произошло 6 несчастных случаев с 7 погибшими (в 2021 году - 3 несчастных случая с 4 погибшими).

На объектах нефтегазодобывающей промышленности произошло 6 несчастных случаев с 13 погибшими (в 2021 году - 9 несчастных случаев с 9 погибшими) (в статистику 2022 года включен 1 несчастный случай с 7 погибшими на платформе ГУП "Черноморнефтегаз" по причине внешнего воздействия).

На объектах газораспределения и газопотребления произошло 5 несчастных случаев с 6 погибшими (в 2021 году - 1 несчастный случай без погибших).

На объектах трубопроводного транспорта произошел 1 несчастный случай с 3 погибшими (в 2021 году - 1 несчастный случай без погибших).

В рамках осуществления полномочий по надзору за объектами нефтегазового комплекса Ростехнадзором за 2022 год проведено 9347 проверок, из них: 1462 плановых, 2501 внеплановая, 4963 в режиме постоянного государственного надзора. По результатам проверок было выявлено 53908 правонарушений установленных требований, наложено 5592 административных наказания.

Общая сумма наложенных административных штрафов составила 323028 тыс. рублей.

К характерным нарушениям требований в области безопасной эксплуатации опасных производственных объектов нефтегазового комплекса следует отнести:

По результатам анализа контрольной (надзорной) деятельности приняты меры, направленные на повышение результативности и эффективности мероприятий по контролю (надзору), проводимых комиссиями территориальных управлений в отношении поднадзорных организаций. В частности, проводились совещания (вебинары) по аварийности и травматизму, контрольной (надзорной) деятельности и постоянному государственному надзору на объектах нефтегазового комплекса, а также о проверках опасных производственных объектов в морских портах (в 2022 году проведено 7 вебинаров).

Во исполнение поручений Правительства Российской Федерации Управлением по надзору за объектами нефтегазового комплекса проведена работа по организации и проведению технологического аудита проектов Сахалин - 1 и 2, внеплановые проверки ООО "Сахалин Энерджи" и ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург".

В целях углубления информационного взаимодействия организована подготовка и актуализация в территориальных управлениях Ростехнадзора информации о состоянии промышленной безопасности и контрольно-надзорной деятельности по каждому субъекту Российской Федерации (не реже 1 раза в квартал) и крупным нефтегазовым компаниям (не реже 1 раза в полугодие) по направлению нефтегазового комплекса.

Под надзором Управления по надзору за объектами нефтегазового комплекса находится 45% опасных производственных объектов. При этом надзор за объектами нефтегазового комплекса осуществляют 600 инспекторов. Укомплектованность инспекторского состава составляет 81% (в 2021 году - 83%),

Управление по надзору за объектами нефтегазового комплекса осуществляет мониторинг работы территориальных управлений Ростехнадзора по приемке объектов газораспределения и газопотребления в рамках реализации плана мероприятий ("дорожной карты") по совершенствованию нормативных правовых актов, регулирующих вопросы газоснабжения и газификации субъектов Российской Федерации, а также организационные мероприятия, направленные на исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 31 мая 2020 г., предусматривающего создание организационной системы управления, позволяющей внедрить социально ориентированную систему газификации и газоснабжения субъектов Российской Федерации и обеспечить поэтапное завершение газификации в 2024 - 2030 годы с учетом технической возможности и целевых региональных топливно-энергетических балансов.

Одной из целей контрольной (надзорной) деятельности является предупреждение нарушений обязательных требований промышленной безопасности. В качестве мер по реализации защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Ростехнадзором в том числе уделяется особое внимание следующей работе:

Надзор в угольной промышленности

За 2022 год на поднадзорных объектах угольной отрасли произошла 1 авария без смертельно травмированных пострадавших, произошел 1 групповой несчастный случай, при этом смертельно травмирован 1 работник. Общее количество смертельно травмированных составляет 7 человек.

В 2021 году на поднадзорных предприятиях произошло 4 аварии, из них 3 аварии с групповыми несчастными случаями. Всего произошло 4 групповых несчастных случая, при этом смертельно травмировано 55 работников. Общее количество смертельно травмированных составило 67 человек.

Таким образом, количество несчастных случаев со смертельным исходом в 2022 году по сравнению с 2021 годом уменьшилось на 60 человек, а количество аварий на 3. Соответственно смертельный травматизм уменьшился на 90%, аварийность на 75%.

Величина удельного показателя смертельного травматизма, определяемого как количество смертельно травмированных шахтеров на 1 млн. тонн добытого угля в 2022 году, составила 0,016 чел./млн. тонн. Это соответствует наилучшим значениям в развитых угледобывающих странах.

Динамика добычи, аварийности и травматизма со смертельным исходом в угольной промышленности за 2010 - 2022 гг.

В 2022 году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора)" плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводились в отношении объектов II класса опасности (угольные разрезы и фабрики). Угольные шахты проверялись в режиме постоянного государственного надзора.

В 2022 году территориальными управлениями Ростехнадзора проверены 71 угольный разрез, 26 углеобогатительных фабрик и 3 участка отвалов пород. Выявлено 2623 нарушения обязательных требований в области промышленной безопасности. Назначено 282 административных наказания, из них 93 предупреждения (штрафы заменены на предупреждения).

Центральным аппаратом Ростехнадзора проверены 2 угольных разреза, 1 углеобогатительная фабрика и 5 участков отвалов угольных пород. Всего выявлено 180 нарушений обязательных требований в области промышленной безопасности. Назначено 13 административных наказаний. Привлечено к административной ответственности 5 должностных лиц. Вынесено 8 предупреждений (штрафы заменены на предупреждения).

Данные анализа выявленных нарушений показывают, что нарушения в части производственного контроля составляют 43% от общего количества нарушений, нарушения проектной, технологической и эксплуатационной документации - 40%, нарушения по эксплуатации технических устройств - 10%, нарушения по эксплуатации электрооборудования - 3%, нарушения в части охраны труда, противопожарной защиты, пылевзрывозащиты <= 1%.

Большая часть выявленных нарушений - это нарушения в части осуществления предприятием производственного контроля.

В рамках постоянного государственного надзора за 2022 год проведено 6623 обследования, выявлено более 25292 нарушений обязательных требований в области промышленной безопасности. В сравнении с 2021 годом: количество контрольных (надзорных) действий увеличилось на 11%, количество выявленных нарушений уменьшилось на 37%.

Количество контрольных (надзорных) мероприятий в рамках постоянного надзора увеличилось в связи с тем, что территориальные управления по сравнению с 2021 годом в 100% осуществили контроль ранее выданных предписаний в рамках постоянного надзора.

Снижение количества выявленных нарушений говорит о том, что предприятия стали соблюдать требования промышленной безопасности (извлекли уроки после взрыва на шахте "Листвяжная"), также дают результат проводимые Ростехнадзором профилактические мероприятия в виде информирования и консультирования.

Мероприятия по недопущению аварий и случаев травматизма

С целью снижения аварийности и травматизма на поднадзорных предприятиях территориальными управлениями Ростехнадзора усилена работа, направленная на повышение качества исполнения контрольных (надзорных) функций, а именно обеспечиваются:

  1. При осуществлении контрольных (надзорных) действий на поднадзорных предприятиях, эксплуатирующих опасные производственные объекты угольной промышленности, особое внимание уделяется:
  1. Для снижения рисков возникновения аварий и случаев травмирования работников на предприятиях, эксплуатирующих опасные производственные объекты угольной промышленности, должностными лицами территориальных управлений Ростехнадзора из числа инспекторского состава принимаются меры для повышения качества осуществления контрольных (надзорных) мероприятий с целью выявления в том числе случаев:
  1. При осуществлении постоянного государственного надзора на угольных шахтах особое внимание уделяется выявлению случаев фальсификации данных объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации.
  2. Обеспечивается своевременная актуализация графиков осуществления постоянного государственного контроля (надзора).
  3. В случае выявления факторов, которые представляют непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, незамедлительно применяются исчерпывающие меры.
  4. К руководителям и должностным лицам поднадзорных предприятий, эксплуатирующих опасные производственные объекты угольной промышленности, при проверке которых выявляются факты грубых нарушений требований промышленной безопасности при ведении горных работ или не принимающих достаточных мер реагирования на результаты предшествующих проверок, применяются максимальные меры административного наказания, предусмотренные действующим законодательством, вплоть до передачи в судебные органы материалов о дисквалификации должностного лица.
  5. Продолжается работа по укомплектованию штата и поддержанию численности инспекторского состава отделов согласно штатному расписанию.
  6. Руководители и специалисты предприятий, эксплуатирующих опасные производственные объекты угольной промышленности, допустившие случаи смертельного травматизма и аварийности, направляются на внеочередную аттестацию в территориальную аттестационную комиссию по промышленной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  7. Проводятся совещания, научно-технические советы с заслушиванием отчетов руководителей предприятий о случаях аварийности и травматизма, принятых мерах, проводимых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах для недопущения подобных случаев в дальнейшем.
  8. Руководителям предприятий рекомендовано: