МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 31 января 2022 года № 37
Об утверждении Рекомендаций по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда
В соответствии с частью четвертой статьи 223 Трудового кодекса Российской Федерации и подпунктом 5.2.25 пункта 5 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610, приказываю:
постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 8 февраля 2000 г. № 14 "Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации";
постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 января 2001 г. № 10 "Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях";
пункты 3 и 4 Изменений, вносимых в постановления и приказы Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 февраля 2014 г. № 96 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых постановлений и приказов Министерства труда Российской Федерации, Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации".
Врио Министра
О.Ю. Баталина
Приложение
к приказу Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от _________ 2022 г. № ____
Рекомендации по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда
Рекомендации не распространяются на работодателей-индивидуальных предпринимателей, на работодателей, не осуществляющих производственную деятельность согласно уставным документам с численностью работников не более 50 человек, работодателей - субъектов малого предпринимательства и иных работодателей (организации, предприятия, учреждения), не осуществляющие производственную деятельность, предоставляющие социально-бытовые услуги без предоставления проживания, принявших решение о введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей деятельности.
нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда и определяющие порядок функционирования системы управления охраной труда у работодателя;
данные оперативного учета, статистической и управленческой отчетности по охране труда у работодателей;
требования профессионального стандарта "Специалист в области охраны труда";
научные исследования лучших отечественных и международных практик по охране труда;
результаты изучения существующей организации труда у работодателей различных видов экономической деятельности и рекомендации по ее совершенствованию.
а) обеспечение функционирования системы управления охраной труда, проведение консультаций и координация по вопросам охраны труда, планирование мероприятий по охране труда у работодателя и, при необходимости, контроль функционирования систем управления охраной труда подрядных (сервисных) организаций по обеспечению безопасных условий труда;
б) контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда у работодателя и в его структурных подразделениях;
в) участие в проведении специальной оценки условий труда, производственного контроля условий труда, выявлении опасностей и управлении профессиональными рисками на рабочих местах, организация и проведение мероприятий по снижению профессиональных рисков;
г) обеспечение и координация проведения оперативного контроля за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах у работодателя и в его структурных подразделениях;
д) участие в расследовании и учете несчастных случаев и профессиональных заболеваний, учете и рассмотрении обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм) работников;
е) подготовка и организация проведения инструктажей, обучения и проверки знаний требований охраны труда у работодателя;
ж) участие в реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда у работодателя; организация информационных мероприятий по охране труда;
з) составление отчетности по установленным формам, ведение документированной информации по охране труда у работодателя.
Служба обеспечивает функционирование системы управления охраной труда у работодателя.
а) организация работы по обеспечению выполнения требований охраны труда;
б) контроль за соблюдением требований законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, отраслевых (межотраслевых) соглашений, других локальных нормативных актов работодателя по вопросам охраны труда;
в) организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, а также мероприятий по улучшению условий труда;
г) информирование и консультирование работников и руководителей структурных подразделений у работодателя по вопросам охраны труда;
д) изучение и распространение передового опыта в области охраны труда, проведение информационных мероприятий по вопросам охраны труда.
III. Определение структуры Службы
В случаях, когда рекомендуемая нормативная численность зависит от двух нормофакторов, она определяется по таблице на пересечении строки и столбца соответствующих числовым значениям нормофакторов.
В случае, если на работников Службы возлагаются (возложены) работодателем дополнительные трудовые функции, не входящие в трудовые функции, определенные настоящими Рекомендациями, профессиональным стандартом специалиста в области охраны труда или иным нормативным правовым актом, суммарная рекомендуемая нормативная численность Службы, рассчитанная в соответствии с пунктом 35 Рекомендаций, увеличивается на единицу.
30.1. Обеспечение функционирования системы управления охраной труда, проведение консультаций и координация по вопросам охраны труда, планирование мероприятий по охране труда
Состав работ:
а) разработка совместно с работодателем (его уполномоченным представителем) и руководителями его структурных подразделений политики, целей и задач по охране труда, документированных процедур для функционирования СУОТ, согласование и актуализация проектов локальных нормативных актов, содержащих требования по обеспечению безопасных условий и охраны труда;
б) разработка совместно с руководителями структурных подразделений работодателя планов профилактических мероприятий по охране труда и управлению профессиональными рисками (полугодие, квартал, месяц), план-графиков их реализации и определение ответственных исполнителей;
в) разработка совместно с руководителями структурных подразделений и другими службами работодателя планов профилактических мероприятий по улучшению условий труда и приведению их в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, в том числе по результатам проведения специальной оценки условий труда производственного контроля условий труда, выявления опасностей и управления профессиональными рисками на рабочих местах;
г) координация, консультации и методологическая помощь руководителям структурных подразделений работодателя при разработке и реализации профилактических мероприятий по охране труда;
д) проведение совместно с соответствующими службами работодателя и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива проверок, обследований (или участие в проверках, обследованиях) технического состояния зданий и сооружений; оборудования, машин, механизмов и инструментов на соответствие их государственным нормативным требованиям охраны труда; эффективности работы систем и устройств, оказывающих влияние на условия труда; санитарно-гигиенического состояния бытовых помещений; применения средств коллективной и индивидуальной защиты работников и т.п.;
е) контроль исполнения требований по охране труда и реализации ежегодного плана мероприятий по охране труда в закрепленных структурных подразделениях согласно плану-графику проверок;
ж) организация, координация и сопровождение мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний у работодателя и в его структурных подразделениях, разработанных на основании результатов расследований несчастных случаев на производстве, инцидентов и аварий, выявления обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм) работников;
з) анализ и обобщение предложений по расходованию средств на мероприятия по улучшению условий и охраны труда с указанием сроков их исполнения, осуществление контроля за целевым и рациональным расходованием в структурных подразделениях работодателя средств, выделенных на реализацию мероприятий по охране труда;
и) составление совместно с руководителями структурных подразделений работодателя списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры и (или) психиатрические освидетельствования;
к) составление совместно с руководителями структурных подразделений работодателя списков профессий и должностей, в соответствии с которыми, работникам предоставляются гарантии и компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда на основании действующего законодательства;
л) работа в комитете (комиссии) по охране труда, работа с уполномоченными по охране труда или иными представителями работников по вопросам охраны труда;
м) работа в составе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, а также в работе комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков, машин и другого оборудования в части соблюдения требований нормативных правовых актов по охране труда (при условии, что данный состав работ закреплен в функциональных обязанностях работника службы охраны труда);
н) согласование разрабатываемой в организации проектной документации в части соблюдения в ней государственных нормативных требований охраны труда (при условии, что данный состав работ закреплен в функциональных обязанностях работника службы охраны труда);
о) оценка результативности реализации мероприятий по охране труда на основе полученных данных по результатам контроля (аудита) эффективности системы управления охраной труда у работодателя;
п) обеспечение проведения предварительного анализа состояния системы управления охраны труда у работодателя совместно с руководителями структурных подразделений, уполномоченными по охране труда или иными представителями работников.
30.2. Составление отчетности по установленным формам, ведение документированной информации по охране труда у работодателя
Состав работ:
а) участие в составлении всех видов отчетности по охране труда по установленным формам, включая установленные Росстатом, и в соответствующие сроки с учетом требований нормативных правовых актов и локальных нормативных актов работодателя;
б) взаимодействие с представителями органов государственного надзора (контроля) и иных заинтересованных сторон, подготовка ответов по официальным запросам, ведение деловой переписки;
в) разработка совместно с руководителями структурных подразделений и другими службами работодателя локальных нормативных актов по порядку обеспечения и применения средств индивидуальной и коллективной защиты;
г) ведение деловой переписки и подготовка профильных ответов по внутренним запросам со стороны работников и руководства работодателя;
д) ведение базы данных (реестра) документов организации (структурного подразделения) по системе управления охраны труда как в бумажной форме, так и в электронном виде;
е) ведение реестра договоров по оказанию услуг по охране труда, заключенных работодателем (если функция возложена на Службу);
ж) ведение регулярного мониторинга законодательных изменений по охране труда, формирование реестра нормативно-правовых актов по охране труда и здоровья, применимых к деятельности работодателя, информирование работодателя об изменениях законодательства и нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда;
з) участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с профессиональными заболеваниями;
и) рассмотрение обращений работников, касающихся вопросов условий и охраны труда, подготовка предложений работодателю (его уполномоченному представителю) или руководству его структурных подразделений работодателя по устранению выявленных недостатков.
Рекомендуемая нормативная численность по функциям 30.1 и 30.2 представлена в таблице 1.
Таблица 1
Рекомендуемая нормативная численность работников по обеспечению функционирования системы управления охраной труда, консультациям и координации по вопросам охраны труда, планированию мероприятий по охране труда, а также составлению отчетности по установленным формам, ведению документированной информации по охране труда у работодателя
№ п/п |
Среднесписочная численность работников у работодателя |
Количество самостоятельных производственных структурных подразделений 1 у работодателя |
||||
Рекомендуемая нормативная численность, человек |
||||||
до 5 |
6 - 10 |
11 - 20 |
21 - 50 |
51 - 125 |
||
1 |
до 500 |
0,34 |
0,39 |
0,45 |
0,51 |
|
2 |
501 - 750 |
0,38 |
0,45 |
0,52 |
0,61 |
|
3 |
751 - 1000 |
0,42 |
0,48 |
0,56 |
0,68 |
|
4 |
1001 - 1500 |
0,5 |
0,57 |
0,66 |
0,82 |
1,12 |
5 |
1501 - 3000 |
0,65 |
0,82 |
0,89 |
1,1 |
1,37 |
6 |
3001 - 5000 |
|
1,07 |
1,28 |
1,53 |
1,82 |
7 |
5001 - 7500 |
|
|
1,54 |
1,97 |
2,83 |
8 |
7501 - 10000 |
|
|
1,82 |
2,39 |
3,46 |
9 |
10001 - 20000 |
|
|
2,06 |
3,04 |
4,49 |
10 |
20001 и свыше |
|
|
2,53 |
3,61 |
4,64 |
__________________________
1 Под структурными подразделениями у работодателя следует понимать бюро, службы, отделы, участки, цехи и другие структурные подразделения.
30.3. Контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда у работодателя и в его структурных подразделениях
Состав работ:
а) осуществление регулярного (планового) контроля за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, межотраслевых (отраслевых) соглашений, коллективного договора, локальных нормативных актов у работодателя и в его структурных подразделениях посредством:
беспрепятственного посещения в любое время суток структурных подразделений работодателя и осмотра производственных, служебных и бытовых помещений, находящиеся в ведении работодателя, ознакомления с документами по вопросам охраны труда, необходимыми для осуществления своих полномочий;
предъявления руководителям структурных подразделений, другим должностным лицам работодателя обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда согласно приведенной в приложении № 2 к Рекомендациям рекомендуемой форме предписания, а также контроля за выполнением выданных предписаний;
привлечения по согласованию с работодателем (его уполномоченным представителем) и руководителями его структурных подразделений занятых в этих подразделениях специалистов к проведению проверок состояния условий и охраны труда;
запроса и получения от руководителей структурных подразделений работодателя необходимых сведений, информации, документов для осуществления полномочий;
запроса и получения письменных объяснений от лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда;
б) осуществление контроля за наличием в структурных подразделениях работодателя инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий, должностей и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, а также своевременным их пересмотром;
в) осуществление контроля за своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охраны труда и всех видов инструктажей по охране труда, в том числе, посредством направления работодателю (его представителю, наделенному соответствующими полномочиями в установленном законом порядке) требований об отстранении от работы (недопущения к работе) лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
г) осуществление контроля за своевременностью, полнотой выдачи работникам средств индивидуальной защиты и правильностью их применения работниками в соответствии с правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, за организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с установленными требованиями, в том числе, посредством направления работодателю (его представителю, наделенному соответствующими полномочиями в установленном законом порядке) требований об отстранении от работы (недопущения к работе) лиц, не использующих выданные в установленном порядке средства индивидуальной защиты;
д) осуществление контроля за использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет в соответствии с законодательными требованиями;
е) осуществление контроля за доведением до сведения работников вводимых в действие новых государственных нормативных требований охраны труда, в том числе в локальных нормативных актах;
ж) участие в переработке локальных нормативных актов по вопросам охраны труда в случае вступления в силу новых или внесения изменений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права;
з) принятие мер по устранению нарушений требований охраны труда, в том числе по выданным предписаниям органов государственного надзора (контроля) и внутренним предписаниям Службы, а также обращениям работников, в том числе, посредством:
приостановления работы производств, участков, машин, станков, оборудования и других средств производства в случаях, создающих угрозу жизни или здоровью работников до устранения выявленных нарушений;
направления работодателю (его представителю, наделенному соответствующими полномочиями в установленном законом порядке) требований об отстранении от работы (недопущения к работе) лиц, не имеющих допуска к выполнению работ в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, не прошедших обязательные медицинские осмотры, обязательные психиатрические освидетельствования, а также при наличии медицинских противопоказаний к выполнению порученных им работ, а также нарушающих требования законодательства об охране труда;
направления работодателю (его уполномоченному представителю) предложений о привлечении к ответственности должностных лиц, допускающих нарушение требований охраны труда;
направления работодателю (его уполномоченному представителю) предложений о поощрении отдельных работников за активную работу по улучшению условий и охраны труда;
и) анализ и оценка документов, связанных с приемкой и вводом в эксплуатацию (консервацией) производственных объектов, в части их соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда.
Рекомендуемая нормативная численность по функции 30.3 представлена в таблице 2.
Таблица 2
Рекомендуемая нормативная численность работников по контролю за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда у работодателя и в его структурных подразделениях
№ п/п |
Среднесписочная численность работников у работодателя |
Численность работников, занятых на работах, связанных с вредными и (или) опасными условиями труда |
|||||
до 100 |
101 - 350 |
351 - 500 |
501 - 1000 |
1001 - 3500 |
3501 и свыше |
||
Рекомендуемая нормативная численность, человек |
|||||||
1 |
до 500 |
0,06 |
0,07 |
0,08 |
|
|
|
2 |
501 - 750 |
0,07 |
0,08 |
0,09 |
|
|
|
3 |
751 - 1000 |
0,08 |
0,09 |
0,10 |
|
|
|
4 |
1001 - 1500 |
0,10 |
0,12 |
0,14 |
0,17 |
|
|
5 |
1501 - 3000 |
0,14 |
0,17 |
0,20 |
0,24 |
0,28 |
|
6 |
3001 - 5000 |
0,20 |
0,24 |
0,29 |
0,35 |
0,42 |
0,48 |
7 |
5001 - 7500 |
0,28 |
0,32 |
0,38 |
0,45 |
0,56 |
0,70 |
8 |
7501 - 10000 |
0,35 |
0,41 |
0,48 |
0,57 |
0,68 |
0,82 |
9 |
10001 - 20000 |
0,65 |
0,72 |
0,79 |
0,93 |
1,07 |
1,23 |
10 |
20001 и свыше |
0,80 |
0,87 |
0,94 |
1,01 |
1,11 |
1,26 |
30.4. Участие в проведении специальной оценки условий труда, производственного контроля условий труда, выявлении опасностей и управлении профессиональными рисками на рабочих местах 2
__________________________
2 Нормы времени (трудозатраты) при расчете нормативов численности специалистов (службы) по охране труда для данного пункта должны учитывать данные по результатам специальной оценки условий труда (количеству рабочих мест с вредными условиями труда), а также данные по требующим мер реагирования результатам оценки профессиональных рисков за предшествующие 5 (пять) лет.
Состав работ:
а) организационное обеспечение работ по проведению специальной оценки условий труда, производственного контроля условий труда, осуществление контроля за их проведением;
б) формирование и ведение локальной нормативной документации работодателя, необходимой для проведения специальной оценки условий труда, производственного контроля условий труда. Подготовка соответствующих разъяснений в процессе проведения специальной оценки условий труда и производственного контроля условий труда;
в) участие в составлении перечня рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда (производственный контроль условий труда) у работодателя, с учетом особенностей их организации, наименований профессий (должностей) и квалификации занятых на них работников, особенностей выполнения работ (подвижные, сезонные, периодического использования и другие), категорий работ по энергозатратам, а также с учетом возможности отнесения отдельных рабочих мест к аналогичным в соответствии с требованиями законодательства о специальной оценке условий труда;
г) участие в работе комиссии по проведению специальной оценки условий труда у работодателя, контроль за проведением специальной оценки условий труда и оформлением ее результатов, контроль за проведением производственного контроля условий труда и оформлением его результатов;
д) организация ознакомления работников с результатами проведения специальной оценки условий труда;
е) разработка предложений в план мероприятий по улучшению условий труда с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда, производственного контроля условий труда;
ж) организационное обеспечение работ по выявлению опасностей и управлению профессиональными рисками;
з) формирование и ведение необходимой локальной нормативной документации работодателя, необходимой для выявления опасностей и управления профессиональными рисками, с учетом требований действующей у работодателя системы управления охраной труда;
и) сбор и анализ данных по выявленным опасностям, процедурам управления, управлению профессиональными рисками на рабочих местах и структурных подразделениях работодателя, в том числе с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда (производственного контроля условий труда) и действующей у работодателя системы управления охраной труда;
к) участие в разработке рекомендаций и предложений по реализации профилактических мероприятий по результатам, проведенной работы по выявлению опасностей и управлению профессиональными рисками.
30.5. Обеспечение и координация проведения оперативного контроля за состоянием охраны труда у работодателя и в его структурных подразделениях
Состав работ:
а) оперативный контроль за функционированием системы управления охраной труда в структурных подразделениях и в целом у работодателя;
б) оперативный контроль за организацией содержания производственных и вспомогательных помещений, безопасной эксплуатацией оборудования, в том числе своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов, состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств, использования инструмента, приспособлений, инвентаря, транспортных средств, предохранительных и оградительных устройств и т.п. в структурных подразделениях работодателя;
в) оперативный контроль за организацией рабочих мест в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда;
г) оперативный контроль за выполнением в структурных подразделениях работодателя мер инструментального контроля за состоянием производственного оборудования и машин, зданий и сооружений;
д) оперативный контроль за организацией санитарно-гигиенического содержания помещений и рабочих мест, эффективностью работы аспирационных и вентиляционных систем, поддержанием питьевого и температурного режимов в структурных подразделениях работодателя;
е) оперативный контроль за организацией обеспечения работников средствами индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами и требованиями, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной защиты;
ж) оперативный контроль за своевременным предоставлением работникам в соответствии с установленными требованиями гарантий (компенсаций) за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также бесплатной выдачей лечебно-профилактического питания, молока и других равноценных пищевых продуктов согласно установленным нормам;
з) оперативный контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, разделом коллективного договора по вопросам охраны труда, разделом отраслевого (межотраслевого) соглашения по охране труда, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве согласно информации из акта по форме Н-1, выполнением предписаний органов государственного надзора и контроля, других мероприятий по созданию безопасных условий труда, а также средств, выделенных на выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
и) координация действий руководителей структурных подразделений работодателя при проведения периодического контроля за состоянием охраны труда, выполнением профилактических мероприятий;
к) консультация и методологическая помощь в организации работы уполномоченных по охране труда (при наличии) при выполнении общественного контроля за охраной труда в структурных подразделениях работодателя;
л) анализ и оценка документов, связанных с приемкой и вводом в эксплуатацию, контролем производственных объектов, в части соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда;
м) принятие мер по устранению выявленных нарушений требований охраны труда по результатам оперативного контроля, выданных предписаний.
Рекомендуемая нормативная численность по функциям 30.4 и 30.5 представлена в таблице 3.
Таблица 3
Рекомендуемая нормативная численность работников по участию в проведении специальной оценки условий труда, выявлении опасностей и управлении профессиональными рисками на рабочих местах, обеспечении и координации проведения оперативного контроля за состоянием охраны труда у работодателя и в его структурных подразделениях 3
__________________________
3 Под структурными подразделениями у работодателя следует понимать отделы, цехи, бюро, службы и другие структурные подразделения.
№ п/п |
Среднесписочная численность работников у работодателя |
Численность работников, занятых на работах, связанных с вредными и или) опасными условиями труда |
|||||
до 100 |
101 - 350 |
351 - 500 |
501 - 1000 |
1001 - 3500 |
3501 и свыше |
||
Рекомендуемая нормативная численность, человек |
|||||||
при количестве самостоятельных производственных структурных подразделений у работодателя до 5 |
|||||||
1 |
до 500 |
0,39 |
0,44 |
0,5 |
|
|
|
2 |
501 - 750 |
0,44 |
0,5 |
0,56 |
|
|
|
3 |
751 - 1000 |
0,48 |
0,54 |
0,6 |
|
|
|
4 |
1001 - 1500 |
0,57 |
0,65 |
0,75 |
0,86 |
|
|
5 |
1501 - 3000 |
0,84 |
0,95 |
1,05 |
1,13 |
1,19 |
|
6 |
3001 - 5000 |
1,2 |
1,31 |
1,44 |
1,49 |
1,58 |
|
7 |
5001 и свыше |
1,7 |
1,82 |
1,92 |
2,01 |
2,12 |
2,31 |
|
|
при количестве самостоятельных производственных структурных подразделений у работодателя от 6 до 10 |
|||||
8 |
до 500 |
0,44 |
0,48 |
|
|
|
|
9 |
501 - 750 |
0,48 |
0,54 |
|
|
|
|
10 |
751 - 1000 |
0,53 |
0,63 |
|
|
|
|
11 |
1001 - 1500 |
0,62 |
0,68 |
0,77 |
0,86 |
|
|
12 |
1501 - 3000 |
0,88 |
0,98 |
1,07 |
1,18 |
|
|
13 |
3001 - 5000 |
1,25 |
1,34 |
1,46 |
1,58 |
|
|
14 |
5001 - 7501 |
1,7 |
1,82 |
1,92 |
2,01 |
2,12 |
2,31 |
15 |
7501 - 10000 |
2,15 |
2,27 |
2,42 |
2,52 |
2,61 |
2,76 |
16 |
10001 и свыше |
2,18 |
2,43 |
2,67 |
2,84 |
3,21 |
3,8 |
|
при количестве самостоятельных производственных структурных подразделений у работодателя от 11 до 20 |
||||||
17 |
до 500 |
0,6 |
0,66 |
|
|
|
|
18 |
501 - 750 |
0,68 |
0,8 |
0,93 |
|
|
|
19 |
751 - 1000 |
0,8 |
0,93 |
1,1 |
1,29 |
|
|
20 |
1001 - 1500 |
0,93 |
1,1 |
1,29 |
1,41 |
1,53 |
|
21 |
1501 - 3000 |
1,1 |
1,29 |
1,41 |
1,56 |
1,86 |
|
22 |
3001 - 5000 |
1,29 |
1,37 |
1,53 |
1,98 |
2,3 |
2,78 |
23 |
5001 - 7500 |
1,53 |
1,8 |
2,13 |
2,37 |
2,75 |
3,06 |
24 |
7501 - 10000 |
1,8 |
2,07 |
2,38 |
2,64 |
2,81 |
3,29 |
25 |
10001 - 20000 |
2,25 |
2,48 |
2,7 |
2,87 |
3,24 |
3,88 |
26 |
20001 и свыше |
2,7 |
2,85 |
3,08 |
3,3 |
3,75 |
4,5 |
|
|
при количестве самостоятельных производственных структурных подразделений у работодателя от 21 до 50 |
|||||
27 |
до 750 |
0,68 |
0,82 |
0,98 |
|
|
|
28 |
751 - 1000 |
0,8 |
0,99 |
1,17 |
|
|
|
29 |
1001 - 1500 |
0,98 |
1,18 |
1,47 |
1,74 |
|
|
30 |
1501 - 3000 |
1,18 |
1,46 |
2,07 |
2,19 |
2,58 |
|
31 |
3001 - 5000 |
1,46 |
2,07 |
2,21 |
2,58 |
2,84 |
|
32 |
5001 - 7500 |
1,79 |
2,21 |
2,58 |
2,82 |
3,02 |
3,24 |
33 |
7501 - 10000 |
2,19 |
2,55 |
2,84 |
3,02 |
3,24 |
3,6 |
34 |
10001 - 20000 |
2,72 |
3,02 |
3,17 |
3,6 |
4,07 |
4,68 |
35 |
20001 и свыше |
2,85 |
3,08 |
3,3 |
3,75 |
4,13 |
4,73 |
|
при количестве самостоятельных производственных структурных подразделений у работодателя от 51 до 125 |
||||||
36 |
до 1000 |
0,92 |
1,08 |
1,34 |
1,64 |
2,01 |
|
37 |
1001 - 1500 |
1,11 |
1,34 |
1,67 |
2,07 |
2,34 |
|
38 |
1501 - 3000 |
1,37 |
1,64 |
2,01 |
2,34 |
2,57 |
|
39 |
3001 - 5000 |
1,67 |
2,01 |
2,34 |
2,55 |
3,12 |
3,62 |
40 |
5001 - 7500 |
2,07 |
2,31 |
2,57 |
3,02 |
3,57 |
3,87 |
41 |
7501 - 10000 |
2,55 |
3,02 |
3,57 |
3,83 |
4,4 |
4,71 |
42 |
10001 - 20000 |
3,12 |
3,15 |
3,83 |
4,4 |
4,71 |
5,52 |
43 |
20001 и свыше |
3,15 |
3,23 |
3,9 |
4,59 |
4,8 |
5,7 |
30.6. Участие в расследовании и учете несчастных случаев, установлении обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм) работников
Состав работ:
а) обеспечение соблюдения требований Трудового кодекса Российской Федерации в части расследования несчастных случаев на производстве, учета и рассмотрения обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм) работников, Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях;
б) координация предпринимаемых действий при наступлении несчастного случая на производстве - оказание первой помощи пострадавшему, содействие, при необходимости, доставки его в медицинскую. организацию; принятии неотложных мер по предотвращению дальнейшего развития инцидента, аварийной ситуации, а также воздействия травмирующего фактора на других работников;
в) подготовка и отправка сообщения о происшедшем несчастном случае на производстве в соответствии с установленными законодательными требованиями и локальными нормативными актами;
г) работа в комиссии по расследованию несчастного случая; координация мероприятий, направленных на организацию эффективной работы комиссии - сбор данных с места происшествия, опрос свидетелей и пострадавших, запросы на экспертизы, оформление протоколов и т.п.;
д) участие в оформлении документов, необходимых для проведения расследования и учета несчастных случаев, микроповреждений (микротравм) на производстве и профессиональных заболеваний, а также для страхового обеспечения пострадавших на производстве, в том числе назначения выплат по страхованию в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием;
е) выявление и анализ причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и обоснование необходимых мероприятий (мер) по предотвращению аналогичных происшествий;
ж) участие и координация действий в определении по результатам расследования несчастного случая мер, направленных на устранение причин и предупреждение аналогичных несчастных случаев на производстве;
з) участие в составлении акта по форме Н-1 (форме 4) и в его направлении в соответствующие государственные органы и заинтересованным лицам с учетом установленных законодательных требований;
и) подготовка материалов по итогам расследования несчастного случая с указанием причин и мероприятий, направленных на исключение повторения данного события, с ознакомлением работников с указанными материалами в рамках мероприятий в области охраны труда;
к) установление обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм) работников, учет полученных микроповреждений (микротравм) работников.
Норма времени на участие в работе комиссии по расследованию 4:
__________________________
4 Норма времени (трудозатраты) на участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая учитываются при расчете нормативов численности работников службы охраны труда с учетом статистических данных исходя из среднегодового количества несчастных случаев на производстве за предшествующие 5 (пять) лет.
- не являющегося тяжелым, групповым или со смертельным исходом несчастного случая на производстве, микроповреждений (микротравм) и профессиональных заболеваний - 24 часа;
- тяжелого несчастного случая на производстве - 120 часов;
- несчастного случая со смертельным исходом - 120 часов;
- группового несчастного случая на производстве - 120 часов.
Норма времени на установление обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм) работников, учет полученных микроповреждений (микротравм) работников - 6 часов.
Нормативную численность по данной функции 30.6 рекомендуется определять путем деления нормы времени на участие в работе комиссии по расследованию несчастных случаев (по видам случаев) на фактический фонд рабочего времени одного работника службы охраны труда, определяемый ежегодно по производственному календарю, утверждаемому в соответствии с законами Российской Федерации, а также исходя из средневзвешенного фонда рабочего времени одного работника, составляющего 1972 часа в год.
30.7. Подготовка и организация проведения инструктажей, обучения и проверки знаний требований охраны труда у работодателя
Состав работ:
а) составление (при участии руководителей структурных подразделений и соответствующих служб работодателя) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда;
б) выявление потребностей в обучении и планирование обучения работников по вопросам охраны труда;
в) координация разработки и согласование проектов инструкций по охране труда для работников, перечней профессий и должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте, программ первичного инструктажа на рабочем месте;
г) консультационная помощь руководителям структурных подразделений работодателя при разработке проектов инструкций по охране труда для работников, программ проведения обучения и инструктажей по охране труда;
д) участие в разработке компетенций по охране труда работников у работодателя и руководителей его структурных подразделений;
е) контроль качества оказания образовательных услуг, проведения тестирований со стороны организаций, оказывающих услуги по обучению по охране труда, на основании заключенных с работодателем договоров (при условии, что данный состав работ закреплен в функциональных обязанностях работника служб охраны труда);
ж) разработка программы проведения вводного инструктажа по охране труда;
з) проведение вводного инструктажа по охране труда, контроль за своевременным и качественным проведением обучения, проверки знаний и организации всех видов инструктажей по охране труда, организация обучения безопасным методам и приемам выполнения работ и по оказанию первой помощи пострадавшим;
и) проведение консультаций по вопросам охраны труда;
к) участие в работе комиссий работодателя по проверке знаний требований охраны труда у работников;
л) оказание методической помощи руководителям структурных подразделений работодателя при разработке и пересмотре инструкций по охране труда для работников;
м) изучение, внедрение и использование современных технических средств обучения (тренажеры, средства мультимедиа, электронные базы обучения).
Рекомендуемая нормативная численность по функции 30.7 представлена в таблице 4.
Таблица 4
Рекомендуемая нормативная численность работников по подготовке и организации проведения инструктажей, обучения и проверки знаний требований охраны труда у работодателя
№ п/п |
Среднесписочная численность работников у работодателя |
Среднемесячная численность вновь принятых работников |
|||||
Рекомендуемая нормативная численность, человек |
|||||||
до 20 |
21 - 30 |
31 - 40 |
41 - 50 |
51 - 70 |
71 - 100 |
||
1 |
до 500 |
0,38 |
0,40 |
0,43 |
0,46 |
|
|
2 |
501 - 750 |
0,42 |
0,45 |
0,48 |
0,52 |
0,57 |
|
3 |
751 - 1000 |
0,47 |
0,50 |
0,54 |
0,59 |
0,64 |
0,70 |
4 |
1001 - 1500 |
0,55 |
0,59 |
0,65 |
0,75 |
0,83 |
0,91 |
5 |
1501 - 3000 |
0,81 |
0,86 |
0,92 |
1,00 |
1,08 |
1,17 |
6 |
3001 - 5000 |
1,16 |
1,24 |
1,32 |
1,41 |
1,54 |
1,72 |
7 |
5001 - 7500 |
1,60 |
1,68 |
1,77 |
1,90 |
2,08 |
2,21 |
8 |
7501 - 10000 |
|
2,12 |
2,24 |
2,43 |
2,56 |
2,76 |
9 |
10001 - 20000 |
|
|
3,98 |
4,24 |
4,43 |
4,78 |
10 |
20001 и свыше |
|
|
4,64 |
4,80 |
5,00 |
5,30 |
30.8. Участие в реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда у работодателя; организация информационных мероприятий по охране труда
Состав работ:
а) организация хранения документации (актов, формы Н-1, формы 4 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по учету микроповреждений (микротравм), отчета о проведении специальной оценки условий труда, результатов производственного контроля условий труда, идентификации опасностей и оценки рисков травмирования) в соответствии со сроками, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами;
б) участие в подготовке, составлении и согласовании раздела "Охрана труда" коллективного договора, отраслевого (межотраслевого) соглашения;
в) определение основных направлений совершенствования условий труда у работодателя;
г) организация и обеспечение структурных подразделений работодателя печатными и электронными версиями локальных нормативных актов по охране труда (правила, инструкции, стандарты и т.п.), плакатами и другими наглядными пособиями по охране труда;
д) организация обмена передовым опытом по охране труда с работниками обособленных структурных подразделений работодателя, либо с другими работодателями, расположенными в других субъектах Российской Федерации;
е) организация работы кабинета (уголков) по охране труда (при наличии);
ж) организация информационных мероприятий по охране труда с использованием аудио- и видео- средств, цифровых решений, корпоративных и региональных средств массовой информации, печатной продукции (листовки, буклеты, брошюры, плакаты) и т.д.;
з) организация и проведение лекций, бесед по охране труда, по безопасным методам работы, культуре безопасного труда и т.п.;
и) участие в профильных мероприятиях (конференции, семинары, круглые столы) по охране труда на уровне субъекта Российской Федерации и всероссийском уровне.
Рекомендуемая нормативная численность по функции 30.8 представлена в таблице 5.
Таблица 5
Рекомендуемая нормативная численность работников по участию в реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда у работодателя, а также по организации информационных мероприятий по охране труда
№ п/п |
Среднесписочная численность работников у работодателя |
Количество самостоятельных производственных структурных подразделений 5 у работодателя |
||||
Рекомендуемая нормативная численность, человек |
||||||
до 5 |
6 - 10 |
11 - 20 |
21 - 50 |
51 - 125 |
||
1 |
до 500 |
0,34 |
0,39 |
0,45 |
0,51 |
|
2 |
501 - 750 |
0,38 |
0,45 |
0,52 |
0,61 |
|
3 |
751 - 1000 |
0,42 |
0,48 |
0,56 |
0,68 |
|
4 |
1001 - 1500 |
0,5 |
0,57 |
0,66 |
0,82 |
1,12 |
5 |
1501 - 3000 |
0,65 |
0,82 |
0,89 |
1,1 |
1,37 |
6 |
3001 - 5000 |
|
1,07 |
1,28 |
1,53 |
1,82 |
7 |
5001 - 7500 |
|
|
1,54 |
1,97 |
2,83 |
8 |
7501 - 10000 |
|
|
1,82 |
2,39 |
3,46 |
9 |
10001 - 20000 |
|
|
2,06 |
3,04 |
4,49 |
10 |
20001 и свыше |
|
|
2,53 |
3,61 |
4,64 |
__________________________
5 Под структурными подразделениями у работодателя следует понимать бюро, службы, отделы, участки, цехи и другие структурные подразделения.
Чсот = Нуп + (Нч + Нком) x Kриск x Kнев x Kуд (1),
где:
Чсот - численность сотрудников службы охраны труда у работодателя, чел;
Нуп - норма управляемости, чел;
Нч - суммарная рекомендуемая нормативная численность работников службы охраны труда на выполнение всех трудовых функций, указанных в пунктах 30.1 - 30.8, в том числе участие в работе комиссии по расследованию несчастных случаев, чел;
Нком - рекомендуемая нормативная численность работников службы охраны труда на нахождение в командировках, чел.;
Kриск - коэффициент уровня риска работодателя;
Kнев - коэффициент невыходов, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п.;
Kуд - коэффициент удаленности.
среднесписочной численности работников у работодателя;
численности работников, занятых на работах с вредными условиями труда;
количества самостоятельных производственных структурных подразделений у работодателя;
среднемесячной численности вновь принятых работников.
Далее по таблицам 1 - 5 раздела 4 определяется рекомендуемая нормативная численность по указанным в таблицах функциям и суммируется. По функции 30.6 раздела 4 настоящих Рекомендаций рекомендуемая нормативная численность рассчитывается путем деления нормы времени на участие в работе комиссии по расследованию несчастных случаев (по видам случаев) на фактический фонд рабочего времени одного работника, равный 1972 часам.
В случае, если Службу или специалиста по охране труда возлагаются (возложены) работодателем дополнительные трудовые функции, не входящие в непосредственные трудовые обязанности, в том числе определенные профессиональным стандартом специалиста в области охраны труда или иным нормативным правовым актом, суммарная рекомендуемая нормативная численность Службы, рассчитанная по таблицам 1 - 5 раздела 4, увеличивается на единицу.
Расчет нормативной численности по функции 30.6 раздела 4, командировкам и дополнительным функциям производится по формуле:
где:
Нком - норматив численности, чел./час;
Тр - фактическая трудоемкость функции/действия, определяемая методом прямого нормирования (по командировкам рассчитывается как количество календарных дней нахождения специалистов по охране труда в командировках в среднем за предыдущий год, умноженное на 8 часов), чел. час;
Фн - фактический фонд (норма) рабочего времени одного работника в год (1972 часа), час.
коэффициент уровня риска организации (Kриск);
коэффициент невыходов, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п. (Kнев);
коэффициент удаленности (Kуд).
36.1. Расчет коэффициента уровня риска организации (Kриск).
В соответствии с пунктом 15 постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 2021 г. № 1230 "Об утверждении положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" 6 плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов контроля в зависимости от присвоенной категории риска проводятся со следующей периодичностью:
__________________________
6 Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 30, ст. 5804.
в отношении объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска, проводится выездная проверка с периодичностью один раз в 2 года;
в отношении объектов контроля, отнесенных к категории значительного риска, проводится выездная проверка с периодичностью один раз в 3 года;
в отношении объектов контроля, отнесенных к категории среднего риска, проводится выездная проверка с периодичностью не чаще чем один раз в 5 лет;
в отношении объектов контроля, отнесенных к категории умеренного риска, проводится выездная проверка с периодичностью не чаще чем один раз в 6 лет.
Коэффициенты риска рассчитаны в таблице 6 с учетом трудозатрат на сопровождение проверок специалистом по охране труда и фондом рабочего времени работника.
Таблица 6
Категория уровня риска организации |
Частота плановых проверок |
Kриск |
Категория высокого риска |
1 раз в 2 года |
1,05 |
Категория значительного риска |
1 раз в 3 года |
1,03 |
Категория среднего риска |
1 раз в 5 лет |
1,02 |
Категория умеренного риска |
1 раз в 6 лет |
1,01 |
Категория низкого риска |
Плановые проверки не проводятся |
1,0 |
36.2. Расчет коэффициента невыходов, учитывающего планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п. (Kнев).
Коэффициент невыходов Kнев определяется по формуле:
36.3. Определение коэффициента удаленности (Kуд).
Коэффициент удаленности структурных подразделений на территории одной организации (Kуд) составляет в зависимости от расстояния между структурными подразделениями:
от 0,5 км до 1,5 км - Kуд = 1,2,
от 1,5 км до 30 км - Kуд = 1,4,
от 30 км до 50 км - Куд = 1,6,
более 50 км - Куд = 2.
Норма управляемости Нуп. Определяется по таблице 7.
Таблица 7
Рекомендуемая нормативная численность сотрудников службы охраны труда, чел. |
Норма управляемости (численность руководителей и их заместителей), чел. |
До 3 |
0 7 |
4 - 9 |
1 8 |
10 - 15 |
2 |
16 - 26 |
3 |
27 - 42 |
4 |
43 - 55 |
5 |
свыше 56 |
6 |
__________________________
7 Подчинение непосредственно работодателю (его заместителю или уполномоченному работодателем лицу).
8 Работодатель, исходя из специфики своей деятельности и количества специалистов по охране труда, вправе организовать самостоятельное структурное подразделение по охране труда, либо подчинить указанных работников себе, либо своему заместителю или уполномоченному лицу.
Таблица 8
№ п/п |
Рассчитанная рекомендуемая численность |
Правила округления |
1 |
менее 0,13 |
Отбрасываются (0) |
2 |
0,13 - 0,37 |
Округляются до 0,25 |
3 |
0,38 - 0,62 |
Округляются до 0,5 |
4 |
0,63 - 0,87 |
Округляются до 0,75 |
5 |
свыше 0,87 |
Округляются до 1,0 |
Приложение № 1
к Рекомендациям по структуре
службы охраны труда в организации
и по численности работников службы
охраны труда, утвержденным приказом
Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации
от ______________ 2022 г. № ______
Пример расчета численности работников службы охраны труда у работодателя
Данные работодателя, необходимые для создания службы охраны труда:
Расчет численности работников службы охраны труда
Номер таблицы из раздела 4 |
Нормативная численность, чел |
1 |
0,82 |
2 |
0,12 |
3 |
1,18 |
4 |
0,59 |
5 |
0,82 |
Итого |
3,53 |
По функции 30.6:
Несчастные случаи: 5 * 24 = 120 часов
Несчастный случай со смертельным исходом: 1 * 120 = 120 часов
Итого: (120 + 120) / 1972 = 0,12 чел.
Нком = 42 * 8 / 1972 = 0,17 чел.
Приложение № 2
к Рекомендациям по структуре
службы охраны труда в организации
и по численности работников службы
охраны труда, утвержденным приказом
Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации
от ______________ 2022 г. № ______
Рекомендуемая форма предписания работника службы охраны труда
___________________________________________________________________________
(наименование организации)
"__" ____________ 20__ г. № ___
Кому __________________________________________________________________ (должность, Ф.И.О.)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________ (наименование подразделения организации)
В соответствии с требованиями
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
(наименование нормативного правового акта, содержащего требования охраны труда)
предлагаю устранить следующие нарушения:
№ п/п |
Перечень выявленных нарушений требований охраны труда |
Сроки устранения |
Отметки об устранении |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
О выполнении настоящего предписания прошу сообщить до _____________________ (дата)
письменно (по телефону) ___________________________________________________
Предписание выдал: _______________________________ ________________________ (подпись, дата) (Ф.И.О., должность)
Предписание получил: _____________________________ ________________________ (подпись, дата) (Ф.И.О., должность)
Контроль устранения нарушений провел: _____________________________________ (Ф.И.О., должность)
___________________________________________________________________________ (подпись, дата)